От мюзикла до Спайка Джонса: что посмотреть в День всех влюбленных?
Sobesednik.ru рассказывает, что посмотреть в День святого Валентина: вот восемь лучших фильмов для этого праздника
Sobesednik.ru рассказывает, что посмотреть в День святого Валентина: вот восемь лучших фильмов для этого праздника.
Можно соглашаться или спорить, но в День святого Валентина практически каждый (кроме ушлых цветочных продавцов) чувствует себя в той или иной мере неуютно: одни ломают голову над тем, как бы поизящнее удивить вторую половину, другим же в очередной раз напоминают о необходимости поисков пары. Но и тех, и других объединяет желание с пользой и удовольствием провести вечер злополучного 14 февраля. И в этом нам всегда помогали романтические комедии, драмы и мелодрамы, мюзиклы и советская классика — словом, кинематограф во всех своих проявлениях.
«Ла-ла Ленд» Дэмьена Шазелла (2016)
Едва ли хоть кто-то успел забыть музыкальную ленту молодого режиссера Дэмьена Шазелла, столь триумфально прошествовавшую на кинематографических фестивалях Америки в прошлом году. С «Ла-Ла Лендом» было связано много: тут и политическая ностальгия американского общества по старому и доброму, и зрительские восторги от не оправдавшего надежд финала, и интернет-мемы, наполнившие Всемирную паутину после истории с перепутанными конвертами на «Оскаре», и восклицания о гениальности актерского дуэта Эммы Стоун и Райана Гослинга. И даже несмотря на то, что сюжетная составляющая «Ла-Ла Ленда» кажется слишком уж незамысловатой и притянутой за уши, а лучшим творением Шазелла все же стоит называть ритмично выстроенную «Одержимость», пусть первым бросит в меня камень тот, кто не запоет о «Городе звезд» (композиция, получившая «Оскар») под аккомпанемент Райана Гослинга, специально выучившего нотную грамоту для картины.
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри (2004)
Пожалуй, самая печальная картина в нашем перечне — история о сложных взаимоотношениях застенчивого Джоэля (Джим Керри) и эксцентричной Клементины (Кейт Уинслет), которая, «намучившись» со своим непутевым возлюбленным, решает стереть из своей головы все воспоминания о нем с помощью недавно изобретенной машины. Фильм хорош не только великолепной актерской игрой дуэта Керри, которого не так уж часто встретишь в драматических ролях, и Уинслет, но и еле уловимой атмосферой злого рока, неизбежности расставания и забвения, нависшей над героями и самим зрителем. Лента увлекает и запутывает с помощью режиссерских игр с перестановкой монтажных элементов, нелинейностью времени и сюжетно оправданными флешбеками. Однако печальный финал все же приводит зрителя, уже потерявшего всякую надежду на светлое совместное будущее героев, к мысли, что порой связывающие людей нити невозможно разрушить даже с помощью самых совершенных механизмов.
«Вам и не снилось…» Ильи Фрэза (1980)
Странно было бы обойтись в списке кинолент ко Дню влюбленных без советских фильмов, ведь если секса в СССР и не было, то любовь однозначно была. И вот вам в качестве доказательства фильм режиссера Ильи Фрэза, снятый по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось…». В центре сюжета — советские Ромео и Джульетта — Рома и Катя (кстати, главную героиню по повести звали Юля, но из-за столь явных отсылок к трагедии Шекспира имя в экранизации пришлось отцензурить). Как водится, главные герои — несовершеннолетние влюбленные, чьи родители ну прямо наотрез отказываются понимать важность их юношеских чувств и, в конечном счете, разлучают подростков. После 1953 года вся советская культура, включая кинематограф, прошла точку невозврата, оставляя далеко позади шаблонные представления об «истинно советском» укладе жизни. А в «Вам и не снилось…» пропасть между чопорностью давно позабывшего об искренности и любви старшего поколения и романтизирующими жизнь юными героями зияет отчетливей, чем где бы то ни было. Однако режиссер Илья Фрэз в свое время все же не решился перегружать еще не окрепший разум советского зрителя шокирующим катарсисом: трагичный финал повести в кино был изменен.
«Эта дурацкая любовь» Гленна Фикарра и Джона Рекуа (2011)
Эта комедийная мелодрама не настолько поверхностна, как может решить российский зритель, исходя из названия. На самом же деле дословный перевод тут ставит в один ряд абсолютно синонимичные, по замыслу создателей, слова: «Безумство, глупость, любовь». Картина рассказывает три параллельно развивающиеся истории. Первая посвящена умирающему браку героев Стива Карелла и Джулианны Мур, поженившихся сразу после школы, а теперь потерявших былое взаимопонимание. Вторая же описывает еще только зарождающиеся, а потому кажущиеся идеальными отношения между любимцем женщин (Райан Гослинг) и рыжеволосой студенткой юридического (Эмма Стоун). Третья же любовная линия рассказывает о терзаниях страдающего от безответного чувства к своей няне сына главных героев. Все сюжетные ответвления сплетутся воедино, создавая жизнеподобную, невероятно забавную и заставляющую крепко задуматься о вариациях любви историю о взрослении, чувствах, прощении и дружбе.
«Париж, я люблю тебя» / «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2006, 2008)
Две полифонические онтологии, снятые с разницей в два года и посвященные извечной теме на фоне двух поистине поражающих своей красотой городов. Каждая лента состоит из нескольких короткометражек, демонстрирующих проявления любви в самых невероятных жизненных ситуациях: от пьяниц и бродяг до начинающих актрис и даже упыриц здесь все влюбляются, расстаются, обретают счастье и страдают. Всепоглощающему романтическому чувству в двух главных городах Старого и Нового света покоряются все возрасты и религии, а целый хор талантливых актеров и режиссеров удивляет палитрой красок, которыми можно описать одно и то же знакомое большинству чувство. Что можно рассказать всего за пять минут? Поистине — все.
«Она» Спайка Джонса (2013)
А вот это тот самый случай, когда режиссер тошнотворных «чисто мужских» комедий о «Чудаках» и абсурдистских картин-перевертышей вроде «Быть Джоном Малковичем» или «Адаптации» снимает фантастическую мелодраму с Хоакином Фениксом, Эми Адамс, Руни Марой и Оливией Уайлд. Результат — «Оскар» за историю любви писателя-одиночки Теодора и операционной системы Саманты, чью роль одним лишь голосом воплотила Скарлетт Йоханссон. Вопросы человеческого одиночества и различия между машиной и живым существом, заданные с присущей экзистенциалисту Джонсу интонацией, точно заставят задуматься о темах куда более глубоких, чем выбор подарка дражайшей половине.
«Скотт Пилигрим против всех» Эдгара Райта (2010)
«Зацепи девчонку. Победи ее семерых злых бывших. Надери любви зад», — таков слоган экранизации одноименного комикса о приключениях Скотта Пилигрима, безнадежно влюбленного в девушку с постоянно меняющимся цветом волос по имени Рамона. Ну, а что еще делать среднестатистическому романтику в мире, наполненном «бывшими» его новой возлюбленной? Конечно, биться, и не на жизнь, а на смерть. Прямо как в средневековом романе, только ныне этот роман стал графическим. А режиссер-визуализатор Эдгар Райт, видит Бог, сделал все, чтобы наполнить каждый кадр присущими исключительно комиксовым историям ритмом и комедийной эстетикой.