Владимир Назаров: В Киеве хоронят солдат с почестями, а в России – тайно
Sobesednik.ru поговорил с народным артистом России Владимиром Назаровым, который уже больше года живет в Украине
Sobesednik.ru поговорил с народным артистом России Владимиром Назаровым, который уже больше года живет в Украине.
Композитор и режиссер Владимир Назаров родился в Днепропетровской области, но большую часть жизни прожил в России. Однако, когда начался конфликт с Украиной, принципиально уехал в Киев. В это же время он лишился своего театра.
В Украине Мудянского нет
– В декабре 2016 года я отказался от российского гражданства. И теперь я – гражданин Украины, – с гордостью говорит Назаров.
– Это нужно было обязательно или вы могли позволить себе двойное?
– Просто не могу быть гражданином того государства, которое помогает убивать моих земляков и родственников. Если бы Россия увидела похороны хотя бы одного погибшего солдата в Донбассе или в Луганске… Здесь хоронят солдат с почестями, а в России – тайно.
– Владимир, как правильно: «на Украине» или «в Украине»?
– По-советски, когда Украина была регионом Советского Союза, правильно – «на Украине». А теперь, если говорить как об отдельном государстве, то – «в Украине».
– Вот вы уехали жить в Украину. Вас там ждали, приглашали?
– Да меня не надо было приглашать! Я вырос и получил первое свое образование именно в Украине. В отличие от многих других, например от товарища Владимира Мединского, который почему-то занимает пост министра культуры и который родился в Украине, и он ее продал и предал. А у меня родина есть! И эта родина меня ждала и приветливо встретила. Я сразу же получил работу – в музыкальном Институте имени Глиэра, где работаю профессором. Еще поставил в детском оперном театре в Киеве оперу «Жил-был пес». Помните такой мультфильм? В украинском музыкальном Театре имени Шевченко поставил мюзикл «Скрипач на крыше». Работы много.
– Все ваши спектакли на украинском языке?
– Да, на украинской мове.
– А на русском не дают играть?
– В Украине нет такого понятия «не дают». Вам никто не может что-либо запретить. Просто есть данность: сегодня Украина и Россия находятся в состоянии войны. И режиссеры или актеры испытывают потребность поддержать свою родину таким путем. Но никто ничего не запрещает. Вы можете с плакатом прийти к театру, где играют пьесу на русском языке, возражать, но вы не имеете права запрещать и нарушать закон. Кидать бутылку, обливать кого-то зеленкой или мочой, как это делают сейчас в России. Или же, как чиновник какой-то, что-то запретить. Актер или режиссер просто тебя пошлет.
– Но давайте уж по-честному: украинцы своих же гнобят. Например, Светлана Лобода и Ани Лорак, которые сейчас так популярны в России, зачастую не могут выступить у себя на родине. Срываются концерты, зрителей забрасывают пусть не зеленкой и мочой, но яйцами и дымовыми шашками...
– Запретить их концерты никто не имеет права. Нет такого органа в Украине. Нет Мудянского и прочих ...! То, что многие стали отказываться идти на их концерты – это есть. Наверное, в залах, где они работают, есть протестующие, но это нормальное явление демократической страны. Много народу ходит на них, не обращая внимания ни на что.
– Хорошо, вернемся к вашим постановкам. Получается, если вы захотите поставить спектакль на русском языке, такого не может быть, что вам не дадут?
– Не может быть, уверяю вас. Если бы я хотел выпустить спектакль, например, по сказкам Пушкина, выпустил бы на русском языке. Если ребенок выучил: «У лукоморья дуб зеленый…», пусть он и дальше передает так своим детям. Но национальные произведения нужно выпустить на своем языке.
– А вы украинский язык уже знали до переезда туда?
– Да. Не умею говорить на суржике. Пропагандоны в Москве говорят: «Надо спасать русский язык в Украине». Бред! Надо спасать украинский язык.
– Значит ли, что Тарас Шевченко – мы все учили его в школе – должен звучать только на украинском языке?
– Нет, не значит. Но ведь Шекспира мы впервые узнали в переводе Пастернака! И талантливый перевод был. Я только за талантливый перевод.
Мурло полезет из всех щелей
– Вы выступаете в ДНР, в ЛНР? Общаетесь ли с людьми оттуда? Тоже ведь Украина. Или вам туда нельзя?
– Вы не поверите, но нет такой ситуации, что какому-либо актеру будет не позволено туда поехать, если он захочет. Но Украина сейчас – сплоченная страна, которая противостоит агрессии, и нормальным актерам не придет в голову ехать в эти ЛНР и так далее, туда, где захватили территорию и проводят мерзкую политику. Да, я смогу поехать, но как потом буду смотреть в глаза тем женщинам, чьи сыновья и мужья там погибли?!
– Владимир, недавно, под Новый год, народная артистка Валентина Талызина недоумевала, что фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» , где она снималась, запретили в Украине. Как раз из-за того, что она в списках СБУ. Вы думаете, это справедливо? Ведь фильм любили когда-то во всем Советском Союзе.
– Поймите, на Украину сейчас обрушивается множество материалов пропаганды (телевидение, радио, газет) со стороны России. Идет война с помощью пропаганды. Путин может давать деньги на пропаганду. В Украине же нет таких денег, да и в голову не придет президенту вбухивать деньги в это.
– Подождите, но слышал, что все российское вещание выключено в Украине…
– Есть кабельные каналы, есть спутниковое телевидение. Москва по-прежнему сеет слухи: «Завтра падет центральная власть Киева» или «Снова будет Майдан!» В Украине нет денег, чтобы противостоять этой массированной атаке а-ля Russia Today. Поэтому парламент Украины принял законы: если ты поддерживаешь идеи оккупации Крыма, Донбасса, Луганска, то ты – нежелательное лицо в этой стране. Но… Если вы летите в Крым через Украину, то это легально, ни в какой список не попадете. Закон здесь вы не нарушите.
– Так вы не ответили на вопрос про фильмы. Это не глупость?
– Да, иногда Украина перегибает палку, согласен. Разобраться тщательно не хватает ни ресурсов, ни людей. Тем более война высасывает все соки, не давая подняться на ноги. Хотя думаю, что Путин совершил в отношении украинской государственности шаг, которого сам не ожидал: он сплотил Украину. Думаю, придет момент, когда русское население Крыма и Украины опомнится и поймет: «Куда же нас занесло?!»
В России уже было нечто, когда во время конфликта с Грузией взъелись на всех грузин, на грузинских детей в школе – помните?! Дай волю хаму, быдлу тешить свое низменное чувство, автомат дайте и скажите, что ничего ему не будет – тогда это мурло полезет из всех щелей. Не у всех есть иммунитет от этой массированной пропаганды.
– Если бы у вас не отобрали театр в Москве, вы бы все равно уехали?
– На 200 процентов уверен, что пострадал заслуженно. После моих политических выступлений из-за убийства Немцова, после того, что я говорил про Рамзана Кадырова, и в адрес Путина, и в адрес Никиты Михалкова, и так далее, мой театр уже был обречен.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2018.