Новости дня

17 ноября, суббота















16 ноября, пятница






























"Пусть хоть помидоры в нас кидают – лишь бы реагировали!"


Евгения Добровольская в спектакле "В. Ж." // фото: МХТ им. Чехова
Евгения Добровольская в спектакле "В. Ж." // фото: МХТ им. Чехова

Попасть на спектакль «В.Ж.» в МХТ им. Чехова можно всего раз в месяц. Только так актерам, занятым во множестве других проектов, удается собраться, чтобы сыграть эту удивительную пьесу, не похожую ни на одну другую.

Спектакль вошел в репертуар театра благодаря актрисе Ольге Ворониной. Ее еще со студенческих времен впечатлял первый вариант «Вассы Железновой». И уже работая в МХТ, она предложила поставить пьесу в рамках «лаборатории»: это когда репетируешь пару недель, а потом показываешь коллегам. А в итоге все так увлеклись и вдохновились, что спектакль, режиссером которого стала Воронина, вошел в репертуар и обрел поклонников: многие приходят смотреть его снова и снова. Одни стремятся «на звезду» Евгению Добровольскую — Вассу. Кому-то интересна трансформация спектакля: раз от разу он зреет, словно яблоко на ветке: проявляются новые смыслы, акценты, и даже финал может оказаться неожиданным... А в целом спектакль стал короче, лаконичнее, ушло всё, что мешало погрузиться в историю, как в омут. За полтора года существования «В.Ж.» вокруг Вассы (Евгении Добровольской) собрался идеальный актерский состав — те, кто уже не мыслит себя без этой уникальной постановки: Игорь Хрипунов, Ксения Теплова, Николай Ефремов, Евгений Сытый, Ольга Воронина, Владимир Тимофеев, Вероника Тимофеева, Надежда Калеганова, Мария Пестунова.

Зрители, приходящие на «В.Ж.» в первый раз, по-новому открывают для себя Максима Горького, 150-летие которого, кстати, отмечается в этом году. Ведь первый вариант «Вассы Железновой» — это не про революцию. В центре событий — переломный момент в жизни одной семьи. А события, происходящие в ней, не устарели по сей день. Судите сами: семейный бизнес в любой момент может рухнуть, назревает дележ наследства — о-о-очень много денег, и на них, естественно, масса претендентов. У каждого — своя правда, и тут, увы, не жаль ни матери, ни отца...

Наблюдать за тем, во что выливается брожение умов, и тяжело, и интересно: скандалы, предательство, измена, подделка документов и даже убийство, раскрыть которое затруднительно... Вы когда-нибудь думали, что Горький создал идеальный детектив? 

А еще «Васса» в первой редакции — это про любовь, которой так не хватает каждому и ради которой люди готовы на всё. Главная героиня — это сильная личность, однако этой женщине приходится брать на себя куда больше, чем заложено самой природой. Хватит ли сил — или она сломается?

При всем при том перед нами очень узнаваемая, земная женщина, которой хочется счастья... «Васса — обыкновенная женщина с детьми-спиногрызами, мужем-алкоголиком и развратником, — рассказывает о своей героине Евгения Добровольская. — И еще, конечно, давит безденежье, квартирный вопрос... Как вообще в 50 выжить в этом мире? Как и все женщины, она чувствует, что беззащитна, ищет спасения, но способы ее криминальны и нечеловечны». Ох, сколько здесь узнавания для зрителей (зрительниц)!

При всем обилии уродливых сторон в человеческих взаимоотношениях — до комичности и трэша, спектакль «В.Ж.» — истинное наслаждение для любителей искусства. Происходящее в нем — без натяжек андеграунд, артхаус. В нем шифры и коды, которые распознают именно знатоки. Музыка звучит культовая, знаковая, не случайная: здесь и концерт Бориса Березовского, и композиции рок-группы Godspeed You! Black Emperor, и авторская музыка Д. Власика в стиле японского диско... 

Интересно и пространство, на котором разворачивается действие. В спектакле нет кулис, а есть квадрат в центре сцены — очерченная зона, в которой развивается сюжет, а за линией ты снова актер, а не герой. Зачем? Возможно, потому, что есть вещи, отношение к которым можно высказать только «за рамками»... А еще в спектакль включены сцены из пьес Горького «Фома Гордеев», «Исповедь» и монологи из фильма «Метрополис». В первом действии персонажи появляются в ярких костюмах, а во втором — исключительно в белых одеждах: это тоже повод подумать, «что хотел сказать автор». Интересно поразмышлять и над тем, насколько происходящее созвучно и в чем противоречит значению древнерусской азбуки, вплетенной в действие: «Азъ буки веди. Глаголъ добро есте...» — «Я Бога Ведаю. Говорю и делаю Добро. Добро Есть Жизнь...»

Кстати, зрители наблюдают за сюжетом вплотную к сцене и видят актеров, что называется, «крупным планом». Это трудно, зато сидящие в зале словно становятся участниками событий. «В нашем спектакле, — рассказывает Ольга Воронина — возникают моменты, когда персонаж, не находя сочувствия у других персонажей, вдруг обращается непосредственно к зрителям: «Я с вами говорю! Я живой человек, а не Петрушка. А вы — живые? Вы согласны или нет?» Актер выходит на открытый диалог с залом — и ему начинают отвечать!»

Именно это режиссер ценит больше всего: вживание, сопереживание. «Пусть хоть помидоры в нас кидают, лишь бы реагировали!» — говорит Ольга.

Ближайшие спектакли «В.Ж.» — 9 февраля, 15 марта; новая сцена МХТ им. Чехова.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания