Владимир Кара-Мурза-ст.: Киселев и Патриарх – как члены политбюро
Владимир Кара-Мурза–старший о неприятном осадке после просмотра интервью патриарха РПЦ Кирилла и Дмитрия Киселева
Владимир Кара-Мурза–старший о неприятном осадке после просмотра интервью патриарха РПЦ Кирилла и Дмитрия Киселева.
В рождественском интервью, показанном 7 января на «России 1», Патриарх Кирилл и Дмитрий Киселев нашли друг друга. Их разговор получился великодержавным. У меня сложилось впечатление, что беседуют два члена политбюро.
Интервью оставляет довольно неприятный осадок. На словах церковь у нас в стране отделена от государства, а послушаешь главу РПЦ – и понимаешь, что она является его частью. Киселев служит подставкой под микрофон, не возражает ни разу, хотя поводов поспорить Патриарх дал хоть отбавляй. Представители армянской диаспоры сразу обратили внимание на двусмысленную фразу Кирилла о том, что «в Османской империи были христианские меньшинства, но их никто не уничтожал». РПЦ пришлось спешно оправдываться, говоря, что Кирилл вовсе не имел в виду отрицание геноцида армян. Почему Киселев не вырезал этот фрагмент из интервью? Скорее всего не предполагал, что может последовать такая реакция, то есть попросту не разобрался в теме.
На соглашательскую позицию ведущего и отсутствие у него компетенции указывают и довольно дилетантские рассуждения про убийство Николая II. Если бы царь был слабым человеком, он бы не принял смерть так, как он ее принял, говорит Патриарх. Мы разве знаем достоверно, как Николай II принял свою смерть? Наоборот, известно мнение, что членов царской семьи расстреляли, как бешеных собак. Но даже такую спорную тему Патриарх истолковывает в свою пользу. И никакого сопротивления со стороны Киселева не встречает.
Совсем некстати, что Патриарх с подачи Киселева лезет в политику. Приплетает Украину, Сирию. У Кирилла есть своя каноническая территория, которую он должен, как выражается церковь, «окормлять». Вместо этого Патриарх рассказывает, что Россия, ведя боевые действия на территории других стран, якобы защищает интересы православных. Башар Асад – вообще мусульманин. Что за логика у РПЦ? Мы поддерживаем мусульман и тем самым защищаем христиан?! Откровенная чушь, по-моему. Но вполне в духе официальной российской пропаганды. В украинском вопросе РПЦ и вовсе бежит впереди паровоза. Украинская церковь отвалилась, и Кирилл в бессильной злобе пытается предъявить претензии на украинские приходы. Отбирать чужое – тоже как-то не по-христиански.
В конце беседы Дмитрий Киселев говорит Патриарху довольно глупую фразу: «Спасибо за это удивительное интервью!» Видно, он был настолько не подготовлен к разговору, что услышал про позицию РПЦ много «удивительного». Хотя уже не первый раз делает интервью с Патриархом. Если Владимир Соловьев интервьюирует президента и светских персонажей, комментирует сиюминутную обстановку, то Киселев разговаривает с церковными. Претендует на роль персонажа, знающего некие истины. Говоря по-военному четко, сейчас статус Соловьева на ТВ – генерал армии, а Киселева – маршал.
Кстати, в этом году трансляцию рождественского богослужения впервые вели лишь два канала – «Первый» и «Россия 1». Остальные в это время показывали фильмы и сериалы – развлекуху. Видимо, демонстрация службы тоже стала какой-то привилегией, которую дают только пользующимся наибольшим доверием каналам. Ведь во время службы звучит и закадровый комментарий, там тоже можно дров нарубить. А это сейчас не нужно.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №1-2018.