"Человеческое сердце не нужно беречь, его надо рвать"

В итальянской Вероне гостями фестиваля фильмов об Октябрьской революции стали Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Фото: Катерина Мигулина / «Собеседник»

В итальянской Вероне гостями фестиваля фильмов об Октябрьской революции стали Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая.

День 4 ноября в Вероне выдался довольно пасмурным. Мэр Вероны, элегантный Федерико Сбоарина, ждал на ступенях дворца Барбьери почётного гостя — народного артиста СССР Андрея Кончаловского. Андрей Сергеевич как истинный поэт появился в развевающемся шарфе. Супруга Юлия Высоцкая была одета скромно и ни разу не сняла тёмных очков — даже во время встречи, сидя за круглым столом с мужем, мэром, профессором Веронского университета историком кино Джанкарло Бельтраме и почетным консулом России в Вероне, президентом ассоциации «Познаем Евразию» Антонио Фаллико.

Благодаря профессорам Фаллико и Бельтраме и состоялась эта уникальная встреча, приуроченная к кинофестивалю «Десять дней, которые потрясли столетие», который посвящен Октябрьской революции. Три недели веронцы и гости города могут смотреть редкие даже для российского зрителя фильмы, причем совершенно бесплатно.

4 ноября в самом центре города, напротив знаменитой Арены ди Верона, во дворце Гран Гвардия показывали киноэпопею Кончаловского «Сибириада». Профессор Фаллико уговорил Андрея Сергеевича лично представить свой фильм 1979 года, который в своё время завоевал гран-при в Канне. Кончаловский был как раз в Италии — у них с Юлией дом под Флоренцией, а в регионах Тоскана и Лацио проходят съемки нового грандиозного проекта под рабочим названием «Грех» — о великом художнике и скульпторе Микеланджело Буонаротти. Несмотря на то, что сроки довольно сжатые (остался месяц), режиссёр решил прибыть в Верону.

Юлия сопровождала мужа, но при этом держалась как бы отдельно, «в тени», и в беседе с мэром и гостями Кончаловский ни разу к ней не обратился и не упомянул. Возможно, за 18 лет брака в их семьё выработался свой особый стиль общения — на дистанции. А может быть, Юлия была погружена в свои мысли — не слишком радужные. В октябре 2017-го исполнилось четыре года со дня той страшной автоаварии, в которой серьезно пострадала их с Андреем Сергеевичем дочь Маша.

Кроме того, октябре вышли в эфир первые выпуски программы «Жди меня» на НТВ, где Юлия стала новой ведущей в паре с Сергеем Шакуровым. В интернете новую ведущую обвиняют в холодности, зажатости, гламурности и других «грехах», в том, что она получила эту роль «по блату». Видимо, темными очками актриса и телеведущая пытается защитить свои личные границы.

— Я редко смотрю телевизор и программу «Жди меня» видела урывками. Её значимость сложно переоценить, ведь за годы существования она помогла встретиться 200 тысячам человек. Нет, я не никогда не мечтала быть ведущей «Жди меня». Когда актриса жаждет сыграть Анну Каренину, вряд ли ей когда-нибудь выпадет такой шанс. Нужно не желать, а что-то предпринимать. Я мечтаю совсем о других вещах, — говорит Юлия.

— Но не слишко ли тяжело морально быть ведущей такой программы?

— Человеческое сердце не нужно беречь, его надо рвать. Для этого оно и дано нам, чтобы сопереживать, иначе бы мы были роботами. К сожалению, это вечная история — потери, поиски, боль, разочарование, радость встречи.

Я спросила Юлию, дал ли ей супруг роль в фильме «Грех», но она отказалась признаваться:

— Вы всё узнаете! Я помогаю маэстро изо всех сил! В саду айва поспела, варю варенье. Еще сейчас сезон хурмы, слив. Знаете, почему в Тоскане лаванда не растет?! Потому что её нельзя есть! У нас всё, что растёт — идёт на стол, — говорит Юлия.

— Как вы провели время в Вероне?

— У нас был чудесный обед. Мы тут ещё подышим и обратно поедем.

Известно, что фильм «Грех» снимается на итальянском языке с итальянскими актёрами, некоторых персонажей Кончаловский вообще взял с улицы, без всякого актёрского образования. И Юлия, и Андрей Сергеевич вполне сносно владеют итальянским языком.

На некоторые вопросы итальянских СМИ 80-летний режиссёр отвечал без особых затруднений:

— Я счёл важным сделать фильм о великом гении, в то время как сегодня Моцарт ассоциируется с шоколадом из Австрии, а Микеланжело с мужским одеколоном! — заявил Кончаловский. — Меня интересует человеческое в гение. Кроме всего прочего, конечно, я без ума от великой итальянской культуры. Я сейчас задену честь веронцев, но флорентийцы говорят так: «70 процентов мировой культуры сделано в Италии, а 70 процентов итальянской — во Флоренции».

Итальянских журналистов интересовало мнение маэстро о Путине, и Кончаловский ответил: «В конце 20 века Россия была на грани распада, но Путин спас страну от катастрофы».

Представляя позже «Сибириаду» в переполненном зале дворца Гран Гвардия Кончаловский говорил дерзкие вещи о пользе цензуры и краже идей. Идею создания «Сибириады» он, оказывается, «похитил» у Бернардо Бертолуччи, который представлял в России свою грандиозную ленту «Двадцатый век»:

— После просмотра я сказал Тарковскому: «Теперь я знаю, как снимать мой фильм!» Стравинский как-то сказал: «Талант заимствует, гений — крадёт!»

Юлия призналась, что смотрела «Сибириаду» от начала до конца шесть раз, притом что она идёт пять часов.

— Кино я смотрю мало, я же не кинокритик, из наших люблю Довженко, — сказал Кончаловский. — Вот вы пришли на фестиваль о фильмах про революцию. Вы представить себе не можете, когда я учился во ВГИКе, я хотел смотреть Годара, Феллини, что угодно, только не фильмы о революции! И ещё я счастлив, что вы не едите попкорн! — заключил Кончаловский.

Зал ответил режиссеру аплодисментами.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика