Говорит и показывает РПЦ. Как работают православные телеканалы

Экспансия православной церкви распространяется и на телевидение. Sobesednik.ru выяснил подробности

Фото: Главным телепроповедником Кирилл (Гундяев) стал 23 года назад // Стоп-кадр YouTube

Экспансия православной церкви распространяется и на телевидение. Sobesednik.ru выяснил подробности.

РПЦ, как спрут, все больше опутывает эфирное пространство. В котором другим религиям места не остается.

СПАСение не без Грефа

Уже 23 года на «Первом канале» каждую субботу выходит программа «Слово пастыря». Почти все это время, не считая нескольких первых выпусков, когда ее вел Алексий II, лицом проекта является Кирилл (Гундяев). Главным телепроповедником он стал задолго до того, как возглавил РПЦ. Одними нравоучениями Патриарх не ограничивается, частенько пользуясь эфиром, чтобы выразить позицию и по политическим вопросам.

14 лет назад на «ТВ Центре» появилась программа «Православная энциклопедия». В ней о вере рассказывает протоиерей Алексей Уминский. Но и это далеко не всё.

У РПЦ есть свой телеканал – «Спас», который недавно возглавил называющий себя «сыном Бога» журналист Борис Корчевников. Учредителем компании является финансово-хозяйственное управление РПЦ – структура, когда-то упраздненная Алексием II, но воскрешенная Кириллом. Председателем ее значится Головков Сергей Анатольевич. В церковном мире он больше известен как митрополит Марк. Помимо «Спаса», у Марка много других забот, связанных с решением серьезных денежных вопросов: он также возглавляет Единую службу заказчика Московской патриархии и фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы». Первая инициирует возведение новых церквей в столице, которые растут как грибы после дождя, а второй финансирует. В свежем, июньском докладе перед преосвященствами Марк благодарил своих жертвователей – Потанина, Михельсона, Христенко, Чемезова, Грефа и Миллера. Только представьте, какие там крутятся деньги...

Православные выдавили мусульман

«Спас» входит в пакет общедоступных телеканалов. Это место он выиграл в таком же кристально честном, как вышеперечисленные господа, конкурсе у «Дождя». А независимый канал, раздражавший власти, отправился в интернет. Та же судьба, кстати, постигла и единственную программу, посвященную не православной вере – «Мусульмане». 13 лет она выходила в эфир канала «Россия», но летом 2015-го была закрыта. Теперь Динара Садретдинова, первая и, похоже, последняя ведущая в хиджабе на российском ТВ, рассказывает об исламе в сети в программе «Мир вам!»

Создатели «Мусульман» рассказывали, что холдинг ВГТРК, признавая мультирелигиозность нашей страны, обещал найти место ценителям Корана на канале «Россия 24». Но пока не случилось. Зато на круглосуточном информационном канале недавно запустили еще один еженедельный проект о православии – «Церковь и мир».

Евреи не хотят выбивать свою программу

Православных Божьим словом накормили. А как же мусульмане, евреи, буддисты?

– Не вижу злого умысла в доминировании православных программ на ТВ, – говорит Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России. – Пожалуй, нам бы хватило административного ресурса, чтобы продавить свою передачу вроде православной. Но мы этим никогда не занимались, быть пародией на интересную программу не хочется. Мы как-то обращались к телеканалам, но они переложили производство на наши плечи. А без поддержки профессионалов создать качественный продукт невозможно. Мы могли бы делать такие передачи, как те, что производит РПЦ, но смысла в них немного. Это, как правило, либо говорящие головы (проповедь по телевизору), либо довольно кондово сделанные новости в духе программы «Время» 1979 года.

В качестве удачного примера Горин привел программу Константина Эггерта «Трудно быть с Богом» на интернет-канале «Дождь» – разговор на различные темы с представителями традиционных религий России:

– Это очень удачная история, она профессиональная (не просто ток-шоу, а экспертное обсуждение тех вещей, которые важны для любого человека) и нацелена на рейтинг. Такая передача классно смотрелась бы и на крупном канале. Например, один из последних выпусков был посвящен вопросу «Является ли российское участие в войне в Сирии долгом религиозного человека?» Насколько федеральные каналы готовы затрагивать болевые точки? Это другой вопрос.

[:image:]

Атеисты тоже верят

А атеисты? Почему у них нет своей программы? Ведь атеисты тоже «верят». Помните, как говорил пастор в исполнении Баниониса в фильме «Берегись автомобиля»: «Одни верят, что Бог есть. Другие верят, что Бога нет. И то и другое недоказуемо». Какой отличный проект могли бы сделать Познер с Невзоровым! Но, пожалуй, он закрылся бы, не успев начаться, поскольку оскорблял бы чувства сразу всех верующих. Они защищены и Богом, и законом. А отрицатели первого – никак.

– Современный атеизм (хотя я бы скорее назвал его адекватным восприятием мира) имеет такое количество оглушительных аргументов, настолько он убедителен и страшен, что, разу­меется, ни одна телекомпания не желает дать ему отдельную программу и поссориться с государством, у которого в фаворе находится РПЦ, – считает Невзоров. – Да и на самом деле плевать, потому что все большие каналы обречены и будут дохнуть, как динозавры. Все равно все уйдет в интернет.

Кстати

Православные программы, кроме веры в Христа, объединяет еще и дичайшая унылость. Религиозные программы для руководителей федеральных каналов – палка о двух концах: вроде и надо выполнить политическую волю, воплотить идею о духовных скрепах, но, видимо, так не хочется этого делать, что слова пастырей в эфире выглядят откровенной обязаловкой, заказухой. И возникает вопрос: если не получается привлечь зрителей программами даже о самой популярной в стране вере, то, может, такие проекты и не нужны вовсе?

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика