Дневник ММКФ: от русского "Купи меня" до польского "Следа зверя"

Будни московских содержанок и турецких крестьян и иронический детектив из Польши — в дневнике ММКФ на Sobesednik.ru.

Фото: Кадр из фильма "Купи меня" // пресс-служба ММКФ

Будни московских содержанок и турецких крестьян и иронический детектив из Польши — в дневнике ММКФ на Sobesednik.ru.

22 июня стартовал 39 Московский кинофестиваль — главное ежегодное кинособытие столицы. Программа, как и всегда, разнообразна и рассчитана на любые предпочтения киноманов — в рамках ММКФ вне конкурса будут показаны фильмы, приехавшие с главных фестивалей в Канне, Берлине и Венеции. Кроме того, как и всегда, уделено достаточно внимания национальным кинематографиям — в этом году, например, это фильмы из Северной Кореи и Индии.

Традиционно основной конкурс — не самая захватывающая часть фестиваля, хотя в этом году за право на главный приз — «Золотого Святого Георгия» — поборются такие любопытные картины, как «Хохлатый Ибис» Лян Цао, «Карп отмороженный» Владимира Котта или «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Как всегда интересны фильмы из программ «Спектр», «8 1/2 фильмов», «Время женщин», «Фильмы, которых здесь не было» или «Эйфория окраины», которые ежегодно для фестиваля отбирает кинокритик Андрей Плахов со своей командой. Впрочем, прямо сейчас что-то сказать довольно сложно — впереди несколько фестивальных дней, которые с утра и до вечера можно проводить на площадках фестиваля — в кинотеатре «Октябрь», Центре Документального Кино, Третьяковской Галерее и других.

Официально показы начались только 23 июня и еще набирают обороты. На главной площадке фестиваля — в кинотеатре «Октябрь» — царит приятная и привычная атмосфера нетерпеливого ожидания, которое циркулирует между залами: пресса и московские синефилы уже вовсю посещают показы.

Стоить отметить, что программа фестиваля действительно огромна, отсмотреть всю в течение фестивальной недели можно даже не мечтать, а гидов по московскому кинофестивалю было сделано почти с десяток. Поэтому мы расскажем о самых любопытных или неоднозначных фильмах из увиденных на фестивале.

«Купи меня», Вадим Перельман

Драматичная история о жажде успеха от режиссера Вадима Перельмана. Прилежная студентка Катя (Юлия Хлынина) бросает размеренную филологическую жизнь и под предлогом парижского гранта едет работать в Эмираты, на деле — соблазнять шейхов. Миссия скоро даст сбой, после чего неопытные девочки вместе с Катей вернутся обратно в Москву. Там их ждут уроки другого, своеобразного выживания в непривычных условиях: как сложно успевать перемещаться из одного модного бара в другой. Как просто купить любовь человека за подержаную модель «Порше», но и на сколь многое способна прекрасная женская дружба.

«Купи меня» — одна из трех русских картин, представленных в основном конкурсе и один из главных претендентов на победу. Перельман давно работает за рубежом, снимая звезд такого уровня, как Ума Турман или Эван Рейчел Вуд. Неожиданно для многих он после перерыва вернулся в российское кино и попытался по всем меркам правдоподобно рассказать, сколько действительно стоит статус по элитным московским меркам. Насколько хорошо ему это удалось — вопрос.

«О, Люси», Яцуко Хираянаги

Дебютный полный метр японки вырос из ее предыдущей одноименной короткометражки. Это история метаморфоз совершенно обычной женщины-клерка Сэцуко Кавасима, начинающей учить английский по наводке своей племянницы. Уроки английского из безобидного занятия неожиданно превращаются в нечто большее — куда там, разворачивают ее жизнь на 180 градусов. Японка влюбляется в своего учителя английского, уезжает за ним в Калифорнию, где не оставляет надежды стать дамой сердца американского Джона, несмотря на слишком очевидные препоны.

[:image:]

Эта лента может показаться смешной с точки зрения сюжета, но это лишь вершина совсем не комичного айсберга. Бунт героини не способны понять ни ее коллеги, ни ее сестра. Он приводит лишь к заглатыванию таблеток и слезам в жилетку единственного друга, неожиданно приобретенного там же, на курсах. Тотальное одиночество героини среди перезапруженного людьми города и невозможность быть понятой — вот центральные темы картины. Жанр инди-драмы у Хираянаги приобретает новую героиню в лице Сэцуко, только открывающей для себя упущенные безумства молодости. Которые, увы, не помогают даже ей самой понять себя.

«Желтая жара», Фикрет Рейхан

Еще одна картина из основного конкурса. Будни турецкой семьи, возделывающей скромный кусок земли, чтобы прокормиться, показаны очень детально — мы почти физически ощущаем тяжесть корзин с овощами на плечах героев, которые они неустанно перетаскивают с полей на рынок. Но семья стоит на краю разорения, а младший сын, Ибрагим, не готов так просто смириться с надвигающейся бедностью, именно поэтому он пускается во все тяжкие: например, правдами и неправдами пытается продать перезревшие овощи без посредников, чтобы заработать на водительские права, а затем заниматься делом самостоятельно.

Кадр из фильма / пресс-служба ММКФ

Он должен денег всем вокруг, семья начинает подозревать о его махинациях, но пути обратно уже нет. Выживает самый проворный, самый хитрый — который потом и будет проучен. Медитативность сбора баклажанов, мрачная неторопливость турецкой трапезы и ритуальное распитие чая — как колоритный бонус.

«След зверя», Агнешка Холланд

Вне сомнений, лучший фильм первого фестивального дня: ночной показ «Следа зверя» в рамках программы «Эйфория окраины» ожидаемо собрал полный зал. Когда идешь на новый фильм Агнешки Холланд, ветерана польского кинематографа («В темноте», «Европа, Европа»), ученицы Анджея Вайды и почетного президента Европейской киноакадемии, знаешь, какой планки ожидать — и в то же время не знаешь ничего. Творчество Холланд всегда поворачивается неожиданной стороной.

Вот и в этот раз она сняла фильм, жанр которого определить довольно сложно. Впрочем, непонятно, нужно ли это делать вообще, так как в «Следе зверя» Агнешка экспериментирует с кинематографическим материалом и способом сьемки, в то же время иронизируя над всеми в принципе возможными способами. Она играет с субъективной камерой, со светом и цветом, перемежает как будто документальные и игровые фрагменты пленки — и делает это с простотой большого мастера. Два часа фильма — это казалось бы, немыслимая, но органичная смесь классического шведского детектива, «Твин Пикса» и даже чего-то в духе «Тони Эрдманна» Марен Аде, хита прошлого Московского кинофестиваля.

[:image:]

История эпатажной учительницы Душейко, лютого борца с мировым злом в лице браконьеров, являет собой и экологическую утопию, и сатирический памфлет. Душейко живет в полной гармонии со всем живым, кроме разве что местных полицейских. Она видит прошлое и будущее и буквально комара не обидит. Но в тихом омуте жанра, в котором якобы существует фильм, обязательно обнаружатся черти — и в том числе этой жанровой ловушкой так привлекательна картина Холланд. Она переворачивает привычные представления о жанре и о рассказываемой истории с ног на голову, сбивая зрителя с ног. И после сеанса он остается сбитым с толку и растерянным, но крайне довольным.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика