Антон Долин: То, что у нас называют "чернухой", на самом деле драма
Антон Долин оценил решение жюри Каннского фестиваля, которое дало приз фильму Звягинцева «Нелюбовь»
Антон Долин оценил решение жюри Каннского фестиваля, которое дало приз фильму Звягинцева «Нелюбовь».
– Антон, приз жюри – это что-то вроде утешительной награды? Что он означает вообще?
– Это третий из трех призов, вручаемых за фильм в целом, не лично за актерскую или режиссерскую работу. Это как бы бронза. Приз жюри в разные времена получали Ларс фон Триер, Кроненберг, Антониони, Бергман, Годар, Вайда – лучшие из лучших.
– Можно сказать, что к Звягинцеву на европейских фестивалях относятся очень хорошо?
– Да, это очевидно. У него пять фильмов и пять призов. Это означает признание его таланта, и он действительно выработал в своем кино понятный всем язык. Ему всегда удается убедить любое жюри. Притом что жюри часто придерживается совсем другой эстетики и другого киноязыка – как, например, Альмодовар или Соррентино из нынешнего состава.
[:image:]
– А как публика в Каннах принимала «Нелюбовь»? Европейцы не считают наше кино и нашу ментальность токсичной?
– Очень тепло, публике фильм понравился. Важный показатель тут – остаются ли люди до конца титров, чтобы хлопать и после них. «Нелюбви» аплодировали и после того, как экран погас.
Токсичными нашу ментальность и кинематограф считают скорее русские. У нас есть остаточный эффект от советского кино, где множество тем были табуированы. И когда все стало можно, в 90-х появился антинаучный термин «чернуха» – он пришпиливался, например, на фильм, где о жизни говорилось открыто, без умолчаний. Но при этом слово «чернуха» вроде бы значило «не как в жизни». Но даже в документальном кино вообще все «не как в жизни». Поэтому наше представление о чернухе как о фильме, где все плохо и грустно, это на самом деле обычное дело для мирового кино, где этот жанр называется «драма». Бергман, Антониони, Триер снимали драму. И когда европеец смотрит, допустим, кино Звягинцева, он не думает: «Ой, как в России все тяжело», он думает: «Это драма российского производства». Слово «чернуха» тут может прийти в голову только примитивному индивидууму.
– Поэтому создается впечатление, что в Европе хорошего режиссера Звягинцева любят больше, чем на родине?
– Я бы уточнил: в России его ненавидят сильнее, чем даже самые яростные его критики на Западе. А те, кто любит – любят его одинаково сильно где бы то ни было. Просто у нас обожают кого-то разоблачать, ругать, искать скрытые мотивы. Это понятная реакция на его огромный успех. Я предсказываю фильму Звягинцева хорошую прокатную судьбу, это величайший среди всех артхаусных фильмов, когда-либо выходивших на российские экраны.
[:wsame:][:wsame:]