Семен Альтов: Юмористы своими шутками зарабатывают нешуточные деньги

Sobesednik.ru побеседовал с Семеном Альтовым и узнал, почему он тоскует по СССР и как относится к современному юмору

Фото: Семен Альтов // Global Look Press

Sobesednik.ru побеседовал с Семеном Альтовым и узнал, почему он тоскует по СССР и как относится к современному юмору.

Монологи заслуженного деятеля искусств РФ, писателя-сатирика и сценариста Семена Альтова давно полюбились зрителям. Обаятельный и ироничный артист, несмотря на свою популярность, никогда не страдал звездной болезнью. Он отличается от своих коллег по сцене своеобразной манерой исполнения и тем, что он не просто юморист, но и литератор: «Стараюсь не столько рассмешить, сколько с помощью слов донести глубокие мысли».

– С каждым годом день рождения становится все менее веселым, поэтому в этот день несколько лет подряд уезжаем с женой из страны, чтобы отвлечься и набраться новых впечатлений. В этом году полетим в Рим, правда, я там уже был несколько раз, но этот город невозможно изучить за одну поездку. Единственное, что делаю из года в год – записываю, сколько человек меня поздравили. Обычно около 60 или 70. Приятно, что люди помнят.

Юморист сегодня с улыбкой вспоминает все тяготы и лишения, через которые ему пришлось пройти на пути к славе.

– Родился в 1945 году во время эвакуации в Свердловске. Как рассказывали родные, у меня вместо кроватки был эмалированный таз. Первые полгода прожил в Свердловске, потом семья переехала в Ленинград.

Детские годы Семена Теодоровича прошли в коммуналке, где жили около тридцати человек.

– У нас была общая кухня, два туалета, один телефон. В то время мы и не подозревали, что можно жить иначе. В третьем классе мальчик пригласил меня в гости. В одной комнате нас накормили, в другой мы поиграли. Потом вышли в коридор, а там еще несколько дверей. Я спросил у него: «Кто живет за этой дверью?» Он ответил: «Мы». Я поинтересовался: «А за второй дверью?» Он опять: «Мы». Снова задал этот же вопрос про третью дверь, он ответил: «Мы». Когда пришел домой, то с ужасом поделился с мамой: «У нас в классе учится ненормальный мальчик! Несколько дверей в квартире, и он говорит, что везде живут они». Ведь для нас тогда было такое понятие: дверь – семья.

На выбор профессии Альтова повлиял набор «Юный химик».

– Мне его подарили в 8 лет, там были всякие цветные порошки, колбочки, баночки. Меня очень увлекало смешивание этих разноцветных веществ, я решил стать химиком. Позже даже окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Проработал три года по специальности, затем стал писать стихи, пробовать себя в разговорном жанре. Понадобилось 12 лет, чтобы понять, что мне моя профессия неинтересна. Поэтому будьте внимательнее, когда что-то дарите детям, так как это имеет огромное значение.

Настоящая популярность пришла к Семену Альтову, когда его показали по телевизору в передаче «Вокруг смеха».

– Тогда был всего лишь один телеканал, поэтому передачу знала вся страна. Когда меня показали первый раз, то, конечно, это опьянило, была эйфория. Но меня никогда не преследовали фанаты, как многих артистов. Как-то ехал в поезде с Валерием Леонтьевым, его поклонницы с цветами бежали аж до следующего населенного пункта.

Семен Альтов выделяется среди коллег-юмористов своеобразной манерой исполнения. Артист читает свои монологи с мрачным выражением лица монотонным низким голосом.

[:image:]

– Когда работал в Ленин-градском доме актера, однажды зазвонил телефон. Женский голос попросил Николая Петровича. Я ответил: «Вы не туда попали». Тогда она сказала мне: «Не бросайте трубку, поговорите еще!» Какое-то радио провело опрос, и оказалось, что мой голос мужчин успокаивает, а женщин возбуждает. Отлично работает контраст голоса и смешных шуток.

Артиста узнают по голосу в разных точках планеты, что для него уже неудивительно.

– Когда мы были в Португалии с женой, то взяли машину, чтобы изучить окрестности. Навигатор решили не брать, думали, что сами доедем. Когда оказались непонятно где, то хотели спросить у местных жителей дорогу. Оказалось, что они не знают английского и говорят только на родном языке. В один из вечеров заблудились, жена начала плакать. Мы вышли из машины, а навстречу нам шел человек, который говорил кому-то по телефону: «Или это глюки, или это Альтов».

Мало кто знает, что стихи помогли артисту завоевать сердце его супруги Ларисы Васильевны. Артист живет с ней в счастливом браке 43 года.

– Терпение и чувство юмора очень помогают, когда вы женаты уже не год и не два. Можно переглянуться, и становится все понятно. Конечно, у нас бывают ссоры, как у всех нормальных людей.

Для нашего сына Павла (сейчас занимается бизнесом. – Авт.) я был нестрогим отцом, – вспоминает Семен Теодорович. – Всегда старался донести мысль путем разговора, никогда его не бил. Хотя иногда надо дать по попе, чтобы лучше доходило. Паша теперь отец троих замечательных детей. Старшей Кате 20 лет, она учится в театральном институте по специальности «сценография». Вареньке 17 лет, она пока ищет себя. Василию всего 8, он растет спортивным мальчиком.

Несмотря на то, что Альтов трижды дедушка, он считает себя большим ребенком.

– Я не очень приспособлен к жизни. Конечно, мужскую работу могу сделать. Например, забить гвоздь. Но на этом дело обычно и заканчивается. Если у меня не работает телевизор или еще какой-то прибор, то есть надежный и проверенный способ: хорошенько ударить сверху несколько раз – и все заработает.

Буквально на глазах сатирика одна эпоха сменяла другую: он пережил смерть Сталина, оттепель Хрущева, застойный период правления Брежнева и лихие 90-е. Сейчас Альтов рассказывает своим внукам о том, что было раньше, и они считают это чем-то фантастическим.

– Раньше запросы у народа были гораздо скромнее. У нас в Ленинграде на углу был гастроном, куда меня за продуктами посылала мама. Помню, покупал 100 граммов колбасы, 2–3 соленых огурчика и всё. Ведь тогда холодильников не было, поэтому приобретали то, что можно съесть сегодня, в крайнем случае – завтра. Если еда оставалась, то хранили ее между оконными рамами. Помню, как с папой спускались в подвал, чтобы набрать торф, которым топили печь. И нам не было страшно, несмотря на то, что там бегали крысы.

В Ленинграде всегда не хватало солнца, поэтому родители старались вывозить детей к Черному морю, – продолжает Альтов. – И такой отпуск для всех был грандиозным праздником. Каждый, кто ехал с отдыха домой, пытался продлить свое пребывание в морской воде. Когда поезд уже шел обратно, то часто останавливался на станциях. Видел, как мужики выбегали из вагонов в трусах, скатывались вниз по обрыву, окунались в воду, потом, мокрые и счастливые, карабкались обратно. Тогда были иные требования к жизни. Жизнь была проще, все были дружнее, потому что нечего было делить.

Сатирик признается, что с тоской вспоминает советские времена.

– Раньше было два-три телеканала, новости сообщали очень выборочно. Газеты старались нам не рассказывать о том, что происходит в мире. В этом были свои плюсы – не перегружали негативной информацией, а сейчас она практически повсюду. Чем можно привлечь зрителя или слушателя? Только негативом. СМИ постоянно трубят о катастрофах, авариях и т.д. А человек не может круглосуточно ужасаться происходящему и постепенно привыкает к этому. Сегодня одно, завтра другое. С годами его уже мало чем удивишь, человек становится жестоким. Да и сегодняшние реалии требуют от молодых людей быть более напористыми, агрессивными, нужно поспевать за прогрессом.

[:image:]

Спускаюсь в метро и вижу, что каждый второй уткнулся носом в свой мобильник. Появились самолеты, усовершенствовались поезда и автомобили, которые теперь буквально летят с огромной скоростью. Благодаря этому человек стал все быстрее делать, у него должно быть больше свободного времени, а он все равно суетится, каждый хочет успеть больше. Если остановитесь, то вас собьют бегущие. Вам не дадут остаться наедине с собой: будет звонить телефон, приходить оповещения на гаджеты.

Я и сам пользуюсь интернетом, но только для чтения новостей. По телевизору смотрю передачи о природе: «Охотник и рыболов» либо про животных. Считаю, что муравьи и пчелы намного мудрее людей. Они работают на своих собратьев, все несут в общий дом. Если человек старается тянуть одеяло на себя, то они никого не обделяют.

К своим молодым коллегам Альтов относится скептически, он уверен, что должна быть грань между юмором домашним и эстрадным, не все, что можно рассказать на кухне другу, по мнению сатирика, стоит говорить с экранов телевизоров.

– Сегодня юмористы своими шутками зарабатывают нешуточные деньги. Я не только сатирик, а прежде всего литератор, приверженец осмысленного юмора. У меня есть такие анекдоты, которые могу рассказать только в мужской компании, есть те, которые подойдут для зрителей. И если нет такого ограничения, это неправильно. Сегодня люди стали очень раскрепощенными, поэтому определить это ограничение крайне сложно, но делать это нужно, иначе все мы погрязнем в пошлости.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика