Училась у музыки и лебедей. Памяти Майи Плисецкой
2 мая два года назад весь мир провожал в последний путь балерину Майю Плисецкую, решил напомнить Sobesednik.ru
2 мая два года назад весь мир провожал в последний путь балерину Майю Плисецкую, решил напомнить Sobesednik.ru.
Прима Большого театра всю свою жизнь посвятила балету. В отличие от других танцовщиц, Плисецкая никогда не следовала правилам, она танцевала, следуя музыке, а легендарным движениям рук научилась не у хореографов, а наблюдая за лебедями. Зрители рукоплескали балерине, а власти ее не любили, подозревая в шпионаже. Но никакие спецслужбы не помешали ей встретить главного мужчину своей жизни и уехать с ним за границу.
Майя Плисецкая родилась в 1925 году в Москве. В большой еврейской семье многие посвятили свою жизнь искусству. Дядя был прекрасным танцовщиком, мама – звездой немого кино. В девочке родители заметили любовь к музыке и танцу, поэтому решили отдать ее в хореографический класс.
– Помню, в мои времена на экзамене смотрели не на то, как высоко ты задираешь ногу, а обладаешь ли музыкальностью, – делилась воспоминаниями с журналистами великая балерина. – Педагог попросил сделать реверанс, после этого из всех девочек выбрал меня.
Поступление в балетный класс – один из самых счастливых моментов в жизни Плисецкой. Однако детство запомнилось не только добрыми моментами. Когда Майе было 11 лет, отца девочки забрали по подозрению в шпионаже – Михаил Эдуардович заведовал угольными рудниками, а также служил консулом. Через год после ареста мужчину расстреляли. Это событие оставило неизгладимый отпечаток на личности Майи Михайловны. Она сравнивала коммунизм с фашизмом. Маму Плисецкой через какое-то время ждала похожая участь. Рахиль Мессерер была заключена в Бутырскую тюрьму вместе с недавно родившимся третьим ребенком, а после – отправлена в ссылку. Осиротевшую Майю воспитывала тетя, которая работала в Большом театре.
[:image:]
Несмотря на трудные времена и Великую Отечественную войну, Майя Михайловна не бросила любимое дело. Девушка закончила хореографическое училище в 1943 году и сразу же попала в штат Большого театра. Энтузиазм и страстное исполнение молодой балерины не остались незамеченными. Начиная с небольших ролей, Плисецкая потихоньку пробивалась к главным партиям. Так, в 1948 году великая балерина получила все сольные партии в балете «Жизель». Через несколько лет труппа театра отправилась на гастроли в Европу, однако Майе Плисецкой выезд был запрещен. Девушку подозревали в шпионаже, она не могла не то что уехать за границу, все ее передвижения на родине постоянно отслеживались. К счастью, уличить в измене балерину не смогли.
В родном театре Майя Плисецкая обзавелась недругами. С главным балетмейстером Юрием Григоровичем прима отношений построить не смогла. Их неприязнь друг к другу длилась годами. Именно с его подачи Плисецкая не смогла станцевать известное произведение «Болеро» на своем юбилейном концерте. Бешеная слава балерины многим не давала покоя. Лучшие театры Европы мечтали о ней, римские власти пригласили ее на должность художественного руководителя театра оперы и балета, но она отказалась. Известные личности, такие как Софи Лорен и Монтсеррат Кабалье, встречали с объятиями, а модельер Пьер Карден шил эксклюзивные наряды для примы.
В трудные моменты с балериной всегда находился ее супруг, композитор Родион Щедрин. Именно он поддерживал любимую в нелегкий период слежки и запретов КГБ. Познакомились они в гостях у Лили Брик. Но та встреча не связала пару. Через три года Большой театр заказал Щедрину музыку к балету. Будущий муж Плисецкой решил искать вдохновения на репетициях. Увидев Майю Михайловну у станка, он потерял голову. Спустя время любовных писем, свиданий, совместных отпусков влюбленные поженились. Майя стала не только супругой, но и музой Щедрина. Муж балерины написал для нее известные балетные произведения, такие как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Плисецкая в спектаклях мужа исполняла главные партии, а также выступала в роли постановщика. Композитор ради любимой отказался от мечты стать отцом. Мужчина понимал, что прима Большого театра не может себе позволить на год бросить карьеру и рисковать своим телом. Лишние килограммы могли погубить ее блестящий успех. Плисецкая так же относилась к карьере Щедрина. Именно из-за него балерина переехала в Мюнхен, где у композитора был контракт с известным издательством. Там же великая балерина и скончалась от инфаркта миокарда в 2015 году в возрасте 89 лет, оставив большой след в мировой культуре.
[:wsame:][:wsame:]