Алексей Леонов о фильме "Время первых": На самом деле было еще страшнее
В прокат выходит российская космическая одиссея «Время первых» – экранизация выхода Алексея Леонова в открытый космос
В прокат выходит российская космическая одиссея «Время первых» – экранизация выхода Алексея Леонова в открытый космос.
– Как-то посмотрел документальный фильм об этом и был потрясен, – признается Евгений Миронов, который стал автором идеи и сыграл Леонова. – Мы ведь 50 лет не знали всю правду, и захотелось эту историю воплотить.
Выступивший на премьере Владимир Мединский прав: Голливуд (видимо, не очень любимый министром) снимает такие истории хорошо, но они полностью выдуманные. В основе этой работы – абсолютно реальная история, пусть и с некоторыми киношными придумками, без которых фильм потерял бы динамику.
Зритель в зале будет больше плакать, чем смеяться, хотя и юмора картина не лишена. А главное – будет сопереживать героям (командира корабля Беляева сыграл – как всегда, блестяще – Константин Хабенский), которые бесконечно попадают во внештатные ситуации и не раз уже мысленно похоронены руководителями полета. «Время первых» – это еще и о зрителе, который хорошо представляет себе, как выглядела титульная сторона первого выхода человека в открытый космос со всем ее советским пропагандистским пафосом, но почти не знает, какова была изнанка.
К мелочам, конечно, можно придираться: скажем, во время тренировочного прыжка с самолета на лицах космонавтов не заметен даже легкий поток воздуха. Где-то не самая удачная графика. Но к кульминации картина набирает обороты, захватывает, погружает. Это один из знаковых российских фильмов года.
На премьеру приехал сам Алексей Леонов. Он известен как человек требовательный.
– Недостатки, конечно, есть, – сказал он перед показом. – Но это наша профессиональная тайна. Когда я впервые посмотрел эти страшные сцены, сказал (Миронову. – Ред.): «Жень, дай мне пистолет». Но на самом деле было еще страшнее.
Создатели фильма старались соблюсти максимальную точность в технических деталях – в макетах, в приборах. Артисты испытали на себе вращение в центрифуге, посещали лекции.
– Никогда прежде на съемках у меня не было таких нагрузок, зато я представил себе, что чувствовал Леонов, – признается Евгений Миронов. – В открытом космосе у него раздуло скафандр, движения рук оказались скованными, но он смог вернуться на корабль. Только головой вперед, вопреки инструкции. Теперь я понимаю, почему он так сделал. А вот как он смог сделать кувырок в шлюзе диаметром 100 см, чтобы закрыть его, я не понимаю до сих пор.
– Миронов и Хабенский сыграли достоверно, – поделился с Sobesednik.ru Алексей Леонов. – Странно, ведь они не знают, что такое космос, но прочувствовали это состояние. В некоторых эпизодах мне действительно становилось страшно – до мельчайших подробностей я все прожил еще раз.
Всё максимально правдоподобно
Режиссер Дмитрий Киселев (не путать с телепропагандистом) признался Sobesednik.ru, что работали долго, сложно, но с большим интересом.
– Что-то использовали в съемках настоящее, космическое?
– Снимать в настоящем аппарате не представляется возможным из-за его размеров – он настолько тесный, что там едва помещаются два человека. Но у нас же все должно быть максимально правдоподобно. Подняли архивные документы. Соорудили в павильоне макеты кораблей. Для актеров изготовили два комплекта скафандров, абсолютно идентичные тем, что полетели в космос 18 марта 1965 года. Художники воссоздали множество приборов по образцам, представленным в музеях, например прибор ориентации «Взор», устройство которого до сих пор является производственным секретом.
– Алексей Леонов даже на премьере удивлялся, как создали невесомость.
– Для этого у нас были специальные приспособления, ну и, разумеется, спецэффекты. Хотя самую сложную работу по созданию антигравитации взяли на себя наши актеры. Им приходилось зависать в воздухе в неестественных позах в скафандрах весом по 30 килограммов.
– Леонов трудно «принимал» картину?
– Во время работы над фильмом мы постоянно находились в тесном контакте с Алексеем Архиповичем. Он был на площадке, и он одним из первых увидел всю картину в сборке. К счастью, фильм Леонову понравился. Помню, он сказал, что сначала ему Королёв показался не очень достоверным внешне, но потом, по мере просмотра картины, пришел к выводу, что именно такой образ, характер Королёва остался у него в памяти.
[:wsame:][:wsame:]