Тимофей Баженов: Непатриотично возить из Италии колбасу
Тимофей Баженов рассказал Sobesednik.ru, почему увлекся наукой выживания и каким испытаниям подвергает себя за кадром
Тимофей Баженов рассказал Sobesednik.ru, почему увлекся наукой выживания и каким испытаниям подвергает себя за кадром.
Телеведущий, которого прекрасно знает аудитория как минимум двух отечественных телеканалов, много лет проверяет себя на прочность перед камерами.
«Не надо путать зоопарк и зверинец»
– Тимофей, на днях вы вернулись из Индии. Отпуск?
– В этот раз занимался отловом змей – собирал зоологическую коллекцию для одного уважаемого зоопарка и снимал про это кино.
– Вы ловите животных для зоопарков? Это новость.
– Сбор зоологических коллекций – во многом научная работа, которая позволяет мне заниматься документальным кино о животных. И в то же время это моя любимая работа. Происходит все так: зоопарк размещает заказ на отлов каких-либо экземпляров для своей коллекции и получает на это разрешение соответствующих органов, дальше работает натуралист. Он должен найти не просто нужное животное, а пригодное для зоопарка – не всякое для этого подходит, – отловить его и содержать до момента передачи заказчику.
– Уверена, защитники животных, читая это, испытывают сложные чувства.
– Это делается не для шоу. Тут надо понимать разницу: зверинец – учреждение развлекательное, а зоопарк – научное. Обычно зоопарки размещают заказы на представителей тех видов, которые находятся под угрозой вымирания, чтобы сохранить их в природе.
– Как получить такой заказ? Нужно работать в научных организациях? Иметь определенную репутацию, нужные знакомства?
– Ну нет, знакомствами такому делу не поможешь. В первую очередь нужно иметь определенные навыки, которые редко бывают даны людям, да и одному человеку отсыпаются не досыта. Я неплохо умею ловить животных. Кроме того, нужны специальные знания, репутация и опыт четкого выполнения подобных заказов.
– Вы сознательно не упоминаете названия зоопарков, для которых работаете. Это тайна?
– Скажем так: для московского и вообще российских зоопарков я не работаю, хотя у нас есть очень хорошие, – только для зарубежных. Для каких, не то чтобы тайна, но по некоторым причинам я бы не хотел конкретизировать.
«Думаю, мне правда надо в политику»
– Зачем вам нужно было самовыдвигаться на выборы в Госдуму от Челябинской области? Очередной эксперимент, который вы решили прервать?
– На выборы меня позвали друзья-экологи. Я знаю, что они нисколько не врут и положение жителей Коркинского района, от которого я выдвигался, и в частности поселка Роза, действительно катастрофическое (Роза – поселок в Челябинской области, примыкающий к Коркинскому угольному разрезу. Местные жители много лет добиваются закрытия разреза и отселения, опасаясь оползней и жалуясь на постоянный дым от горения угля. – Ред.). Сбором подписей в мою пользу занимались простые люди. И после того, как несколько добропорядочных пенсионерок были избиты, мы приняли решение прекратить это – людям там жить, у них семьи. Но я, как Владимир Ильич Ленин в свое время, сказал, что мы пойдем другим путем.
– В 2012 году в ситуацию с Розой вмешивался президент, но даже это не очень помогло. Судя по тому, что в начале нынешнего года местные жители устраивали голодовку с теми же требованиями – закрыть разрез и переселить их, воз и ныне там?
– Нет, воз тогда сдвинулся, людей переселяли. Но двигается он очень медленно. И вот как раз претворением в жизнь поручения Владимира Владимировича Путина я и буду заниматься, несмотря на то, что в Госдуме меня нет. Пока нет.
– Вам точно надо в политику?
– Я много думал об этом. Полагаю, что да – мне туда правда надо. И я там буду.
– А как дела с работой, которая появилась у вас год назад, – на должности пресс-секретаря мэра Магаса, столицы Ингушетии? Вы ее по-прежнему занимаете?
– Да, конечно.
– Тогда, похоже, вы единственный в мире пресс-секретарь, у которого есть свой пресс-секретарь. В чем заключаются ваши обязанности?
– В первую очередь я занимаюсь созданием положительного имиджа республики. Работа не публичная и не высокооплачиваемая, однако к ней надо относиться собранно, с пониманием, что слова пресс-секретаря мэра столицы имеют несколько другой вес, нежели слова шоумена и телеведущего. Там действительно нужно думать, о чем ты говоришь и с какой целью.
– Вы скорее всего ответите как пресс-секретарь, но все равно спрошу: для чего вам эта работа?
– С Ингушетией меня связывают давние тесные отношения. Я близко дружу с Юнус-Беком Евкуровым, главой республики, и с Бесланом Цечоевым, мэром Магаса. На должности пресс-секретаря я работаю по их просьбе и потому что бережно отношусь к нашей дружбе. И вроде неплохо справляюсь. Я давно езжу в те края, прекрасно помню трудные годы, когда там было не очень спокойно. Впервые попал туда в начале 90-х, будучи военнослужащим, потом как журналист в 1997 году – работал для новостей канала НТВ. Примерно в этот период мы все перезнакомились. У меня там много друзей – очень хороших людей, у которых есть чему поучиться нам, жителям европейской части страны. Например, святому соблюдению дружеских обязанностей, любви к своей истории, сплоченности, патриотизму.
«Всплеск патриотизма – это прекрасно»
– О патриотизме сейчас много говорят, особенно на телевидении, и трактуется это понятие очень широко. Что вы в него вкладываете?
– Для меня патриотизм – любовь к Родине. Родина у всех народов, населяющих нашу страну, одна – Россия. И всплеск патриотизма, на мой взгляд, – это прекрасно. Людей, которые не любят свою Родину, нужно мягко перевоспитывать. Критерием любви к Родине считаю желание оставить потомство на этой земле и свой бренный прах.
– А что вам кажется непатриотичным?
– Непатриотично, например, возить колбасу из Италии.
– Проблема в колбасе или в Италии?
– Если патриотический настрой государства требует отказаться от нескольких сортов колбасы, было бы по крайней мере солидарно сделать это. К солидаризму я отношусь с большим уважением.
– Что еще? Выставка, спектакль или кино имеют отношение к патриотизму или к его отсутствию?
– Имеют прямое отношение. Я считаю непатриотичным использование английских слов – это засорение и порча русского языка. Порчей являются и матерная речь, и повальное неучение грамоте, и суржик, который используется в интернете. Что касается выставок и тому подобного, могу сказать, что я, пожалуй, полностью разделяю мнение Никиты Сергеевича Хрущева по поводу современного искусства и совершенно никак не буду ратовать за его развитие. Резать свиней на том месте, где будет построена церковь, – глупо, бессмысленно и оскорбительно. Акционизм я вообще не считаю искусством.
«Писать формулы за три копейки – не для меня»
– Что вы больше всего любите делать?
– Интересное кино. Околодокументальное кино, в котором меня особенно привлекает постановочная, реконструктивная часть.
– Кино о чем?
– О том, на что способен человек физически и психологически. И этим человеком не обязательно должен быть я. А если это сочетается с дикой природой, с животными – вообще замечательно.
[:image:]
– Почему вы, выпускник биологического факультета МГУ, не пошли в науку?
– Потому что меня не привлекает изучение высшего молекулярного строения биологической жизни. Мои интересы остались в той плоскости, которая казалась романтической и привлекательной, когда я пришел учиться, – это полевая работа, связанная с животными. Я в детстве читал Джеральда Даррелла и Джеймса Хэрриота и хотел заниматься тем же. А когда обнаружил, что должен сидеть и писать формулы и еще получать за это три копейки, решил, что, пожалуй, это не для меня.
– А телевидение – для вас?
– Раньше оно было лучше.
– Менее коммерческое?
– Нет, оно всегда было очень коммерческим. Лучше оно было потому, что его делали профессионалы. Идущие подряд кризисы заставили телевизионное руководство нанимать людей буквально с троллейбусной остановки. То телевидение, которое мы помним, развивалось по законам кино. Операторы, с которыми я работал, оканчивали ВГИК, а журналисты – журфак МГУ. Там тщательно выверялось каждое слово, и на летучках мы обсуждали, как надо говорить – «одновре€менно» или «одновреме€нно». И хотя оба варианта считаются правильными, мы выбирали «одновре€менно», чтобы зритель, прибавляя звук, вдруг не услышал «ременно» и не подумал о ременной передаче. А сейчас телевидение наполнено ахинеей, которую несут дорвавшиеся до эфира непонятные люди, и снятыми на телефон картинками. Мне это не нравится. Это гибель профессии.
– У вас телевизор есть?
– Дома – нет. За трудовой день я его так насматриваюсь, что уже достаточно. Как зритель смотрю только работы людей, которые являются для меня авторитетами, – например Александра Зиненко, Саши Гурнова. Авторитет – это человек, который знает больше, чем я.
– Николай Николаевич Дроздов – авторитет?
– Конечно. Мы очень хорошо знакомы, мой отец с ним дружил. Я многому научился у Николая Николаевича.
– Чему, например?
– В первую очередь поучиться у него можно невозмутимой, спокойной манере говорить. Это большая редкость. Жаль, мы с ним не виделись уже полгода. Последний раз встречались весной на вручении экологической премии ERAECO. Нам тогда подарили по велосипеду, и могу сказать, Николай Николаевич прекрасно ехал на своем велосипеде рядом со мной и, может, даже делал это лучше меня. Не все знают, кстати, что он еще и прекрасно поет, и со временем делает это все лучше и чаще. И это прекрасно – добрые люди должны быть счастливыми.
– О чем еще, кроме гибели профессии, вы пожалели за два десятка лет работы на телевидении?
– О «Сказках Баженова». Прошло уже 6 лет, как их нет, но я все еще жалею. Во-первых, это была возможность работы для моей мамы. С тех пор как программы не стало, она перестала писать сказки, и это, к сожалению, ускорило ее старение. Во-вторых, сказки были добрым детским проектом. Других не знаю – знаю коммерческие детские проекты, но не добрые. Он существовал благодаря закорючке в законе, которая обязывала метровые телеканалы еженедельно предоставлять не менее 26 минут продукции собственного производства. Потом случился кризис, это правило отменили, и каналы, вдохнув свободно, стали покупать низкопробные мультфильмы. Кстати, некоторые сказки в эфир не попадали, о чем я тоже жалею.
– Почему?
– По цензурным соображениям. В одной из серий, например, в волшебном лесу звери выбирали предводителя и чуть было не выбрали Макакия Мартышкина. Точнее говоря, они его выбрали и получилось нехорошо – в лесу начался кризис, все страдали. В общем, эта сказка так и не увидела эфира. Думаю, тогдашние руководители канала теперь жалеют об этом.
– И что там с волшебным лесом дальше было?
– А дальше управление взяла в свои руки рыжая Лисичка. И быстро устроила в лесу антикризисный менеджмент.
– Лисичка? В народных сказках Лиса – не самый положительный персонаж.
– А я считаю, что рыжие лисички прекрасны. Она умная, красивая. Обманщица? Нет, просто не говорит всего, что знает, но это закон дипломатии.
«Иногда нужны четыре руки»
– Сейчас у вас, кроме «Рейтинга Баженова», еще и «Кастинг Баженова» на канале «Живая планета». Это уже чистой воды телешоу, и, простите, не знаю, кто поверит, что вы ищете таким образом жену. Это кастинг соведущей для будущего проекта?
– Этот продукт создан для того, чтобы максимально расширить мою аудиторию. Кроме того, многие аттракционы просто физически требуют четырех рук. Их очень сложно сделать в две руки, а то и в одну, как у меня было в цикле «Война миров», где правая моя рука была занята камерой. Придумывая этот цикл, мы не обратили внимания, что модное в то время селфи вообще-то руку занимает. И когда уже было все решено, пилотные выпуски отсняты, выяснилось, что теперь надо 40 раз поймать зверей одной рукой. В теплых условиях это еще как-то воплотимо, а вот в пещерах и на скалах был сущий ад. Но мы вроде прорвались. Что касается «Кастинга», могу только порекомендовать смотреть дальше – там будет много неожиданного.
– У вас есть еще одна передача, о которой многие не знают, – «Тимофей Баженов отвечает на вопросы зрителей». Вы в ней отвечаете в том числе на неприятные комментарии – например про постановочность ваших передач, а порой и на откровенное хамство.
– На все вопросы нужно отвечать. Я в состоянии ответить на любой, включая глупый и хамский, и самонадеянно рассчитываю, что глупцов и хамов могу поставить в неудобное положение интеллигентным ответом.
– Вы принципиально не пользуетесь соцсетями. А зачем вам тогда знать, кто и что о вас думает и пишет, и тем более отвечать кому-то?
– Меня в соцсетях действительно нет, но у меня есть специальная служба, которая каждый вторник подает мне на бумаге все новости о моей персоне.
– Но зачем?
– Мое лицо – это товар, который я продаю, который продает организация, которую я возглавляю. Для нас важно даже не количество положительных или отрицательных откликов, а просто количество внимания. Это часть работы. Вообще за 22 года славы я не встречал ни одного человека, который бы открыто в лицо сказал мне какую-нибудь гадость. Обычно говорят приятное, улыбаются. Но я прекрасно понимаю, что многие из этих людей потом в интернете пишут всякие неприятные вещи. Кстати, именно поэтому меня и нет в соцсетях – предпочитаю живое общение. Но ничего страшного в подобных вещах нет. Это нормально, даже неплохо.
– Что вы называете славой?
– Славой я называю невозможность пройти по улице неузнанным, невозможность спокойно делать покупки на рынке, невозможность не поздороваться с человеком, который первым кивает и улыбается.
– Тяготит?
– Нет, совершенно. Не знаю, кого может тяготить хорошая слава.
[:wsame:][:wsame:]