"Никогда ничего не просил, хотел быть как все". 40 дней без Олега Попова

2 ноября на 87-м году жизни не стало великого клоуна Олега Попова. Sobesednik.ru расспросил об артисте его коллег

Фото: Олег Попов был уникальным артистом, который мгновенно перевоплощался и мог играть в любом жанре // архив редакции

2 ноября на 87-м году жизни не стало великого клоуна Олега Попова. Sobesednik.ru расспросил об артисте его коллег.

И стар и млад помнят образ вечно неунывающего паренька в широких штанах-парашютах и клетчатой кепке. Олег Попов с арены дарил зрителям свою лучезарную улыбку, за это и за бессменный рыжий парик его прозвали «солнечным клоуном».

Сердце Олега Попова внезапно остановилось вечером 2 ноября в цирковом общежитии Ростова-на-Дону, где он проживал во время гастролей. Несмотря на то, что ему предлагали шикарный номер в гостинице, он выбрал комнату в общежитии. Как говорят коллеги, Попов отличался тем, что никогда для себя ничего не просил и хотел быть, как все.

7 ноября его тело доставили в Москву, а на следующий день – в Германию, где артист жил и работал последние четверть века. Клоуна похоронили по решению его дочери, цирковой танцовщицы на проволоке Ольги (от первого брака со скрипачкой Александрой Поповой, которой не стало в 1990 году. – Авт.), и жены – артистки цирка Габриэлы Леман. Артиста положили в гроб в его знаменитом клоунском костюме, как он и завещал. В руки вложили любимую клетчатую кепку, с которой он не расставался до последнего.

[:image:]

– Олег с детства хотел стать клоуном, – вспоминает его коллега Татьяна Турушина. – В свободное от школы время он постоянно что-то придумывал, пытался жонглировать. И в 14 лет твердо решил развивать свои способности: поступил в секцию акробатики. Однажды на одно из занятий пришли ребята из циркового училища. Он постоянно ходил за ними, смотрел, наблюдал. Знаете, Олег все очень быстро схватывал, поэтому без проблем сам поступил в цирковое училище.

Артист дебютировал на манеже в 1950 году в роли эквилибриста с номером «эксцентрик на свободной проволоке» (окончил училище по этой специальности. – Авт.). Через год Попов уже вышел на арену в качестве коверного клоуна (выступал в перерыве между номерами, пока перестилали ковер для следующего номера. – Авт.) в саратовском цирке. Затем ему посчастливилось работать под руководством легендарного Карандаша – Михаила Румянцева.

– В 1990-е он перебрался в Германию, где у него был огромный успех, – продолжает Татьяна. – Но при этом всегда говорил, что душой в России, и сохранил свое гражданство: «У меня русский паспорт, и гражданство я менять не собираюсь». Несмотря на то, что после отъезда многие считали его предателем, он на это никогда не обижался. Только мог возмутиться: мол, какой я предатель?! От России никогда не отказывался.

В одном из интервью Попов утверждал, что Юрий Никулин его ревновал и вставлял палки в колеса.

[:image:]

– Я бы не сказала, что он жаловался. Олег практически никогда не заводил разговор на эту тему, – рассказывает Турушина. – Говорили, что Никулин все время держал Попова на расстоянии, никогда не подпускал к Московскому цирку: не разрешил там отметить юбилей и выступать. Может, боялся, что тот займет его место. Ведь после Никулина директором цирка на Цветном стал его сын Максим. Он же журналист, а не артист...

Могу сказать только одно, что Олег никогда не был обделен женским вниманием, – продолжает Турушина. – У него было много поклонниц, но семья – это святое. Всегда отшучивался, что ему некогда романы крутить. С ним все время что-то приключалось. Одна из поклонниц ездила за ним на все гастроли и преследовала его постоянно. Она специально попадалась ему на глаза, и его это уже порядком достало. Человеку надо сосредоточиться, а за ним все время наблюдают. Она постоянно оставляла для него цветы. В общем, довела его до такого, что у него аж глаз начал дергаться.

Турушина рассказывает, что Олег Константинович никогда не жаловался на здоровье.

[:image:]

– Постоянные гастроли – это его образ жизни. Олег был настоящим артистом. Однажды его просили заменить другого клоуна. Несмотря на температуру, кашель и ангину, он вышел на сцену. Конечно, перед этим ему сделали уколы, а на улице стояла скорая помощь. У него была железная выдержка, терпение и отвага. Даже когда было совсем тяжело, Попов старался не себя подбодрить, а окружающих. Ведь не за парик его прозвали «солнечным клоуном», а за солнце, которое всегда светило внутри него. Каждый день он начинал с улыбки, причем с искренней. Он был от природы таким. Когда заходил в гримерку, то от его светящихся глаз становилось спокойнее и теплее.

– Никогда не допускал мысли, что Олега может не стать, – делится клоун Май – Евгений Майхровский. – Конечно, в его возрасте перелеты и переезды давались уже тяжело. Надо было себя поберечь, возможно, этого бы не случилось... Профессия для него была буквально кислородом. Он жил ею. Мог работать в любом амплуа. Сам делал реквизит. Был мастером на все руки, у него хорошо получалось выпиливать и вырезать. Конечно, после смерти первой супруги Александры ему было очень тяжело. Я был рад за него, когда он встретил Габриэлу. Несмотря на 32-летнюю разницу в возрасте, у них сложился отличный семейный дуэт.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика