Новости дня

17 ноября, пятница























16 ноября, четверг






















"День опричника" в "Ленкоме": Как Захаров смягчил Сорокина

«Собеседник» №45-2016

Государыня ловко оседлала опричника Комягу // Александр Стернин

В Ленкоме прошла премьера «Дня опричника» по Владимиру Сорокину. Репортаж Sobesednik.ru.

Это, возможно, самая мучительная постановка Марка Захарова и самая долгожданная премьера, которая вышла в разгар разговоров о цензуре и «патриотических» наездов на спектакли и выставки.

Добавил любви

Спектакль по книге о Великой русской стене, о новой опричнине, о новых диссидентах, расплачивающихся за инакомыслие кровью, о новом авторитаризме получился заметно мягче книги. Марк Анатольевич сделал ставку скорее на яркие комедийные образы (недаром же в постановке задействованы Броневой, Певцов, Вержбицкий, Степанченко, Шагин, Раков, Александра Захарова). Если книгу Сорокина можно охарактеризовать как «страшный сон либерала», то спектакль Захарова – скорее сатира вне времени с вкраплениями комедии положений. Недаром же зрителям сообщают, что «действие происходит через 100 лет после премьеры» (у Сорокина все случилось гораздо быстрее).

При этом Государь в Ленкоме получился намного более невменяемым, чем в книге. Зато главный герой – опричник Комяга (Виктор Раков) – не насилует вдову казненного Куницына (Александра Захарова) вместе со своей братвой, а влюбляется в нее и пытается бежать из России через Великую западную стену.

Добавив любовных линий, Марк Захаров, вероятно, решил сделать ставку на широкую аудиторию, которая будет приходить в Ленком.

Не исключено, повлияла на худрука и общая нервозная обстановка в стране. Мы не видим на сцене, как линчуют инакомыслящих, не слышим, что вещают сквозь глушилки «вражеские голоса» с Запада. И пожалуй, не чувствуем, насколько жизнь в России будущего опасна (хотя именно на это упирал писатель в «Дне опричника»).

Тостует за пацанов из православного банка

Впрочем, для тех, кто читает больше не Сорокина, а послания Путина Федеральному собранию, крамолы в спектакле и так хоть отбавляй. Квинтэссенция этой крамолы – в своеобразном монологе-интродукции, который перед каждым актом читает персонаж, облаченный в церковные одеяния (однако без креста), в сандалии и с дорогими часами на руке. В словесной каше, которую он произносит, можно выловить море самых популярных «измов» – «во имя идеалов национал-социализма, гомосексуализма, волюнтаризма...», кучу абсурдных тостов – «за правильных пацанов из православного банка», «за академиков Сахарова и Лысенко», «за президентский кортеж» и расхожие фразы вроде «замочить в сортире».

«Броневой», – подумали опричники / Александр Стернин

Робких журналистов будущего опричники называют паскудниками. «Только мы стали отгораживаться от сатанистов и онанистов – так и полезла всякая скоропендрия», – голосом Деда Мороза говорит Батя – начальник опричников. Эпизод с сожжением на Красной площади загранпаспортов режиссер не обошел вниманием, причем уточнил, что паспорта сжигались «с шенгенскими визами», и эта реплика вызывает живую реакцию публики.

Государыня снимает на сцене трусики, чтобы передать ясновидящей Прасковье Мамонтовне, а сама ясновидящая (ее блестяще играет Татьяна Кравченко) – совсем не та мудрая загадочная женщина, тихо ненавидящая Новую Россию и имеющая свою, пусть и со странностями, фигу в кармане, она в спектакле – стопроцентно комедийный персонаж.

Придумал шуточки

Марк Анатольевич вывел (а точнее, вывез на инвалидной коляске) на сцену Леонида Броневого. Для него придумали эпизодическую роль воеводы в отставке князя Собакина. Зал замирает, когда народный артист СССР произносит свой небольшой монолог. В уста героя Броневого тоже вложили фразу, которую иной зритель и осудит: «Из всех находящихся здесь у меня у одного фаллос при себе».

Впрочем, шуточки от Марка Анатольевича, возможно, в наше время и уместнее. «Сейчас как раз историю освежаем, – говорит Государь – Певцов. – От Рюрика сомневаться начали...»

«Князь» попал под «День опричника»?

Накануне премьеры «Дня опричника» Марк Захаров снял с репертуара спектакль Константина Богомолова «Князь» по мотивам «Идиота» Достоевского. Снятие с афиш спектакля Богомолова (именно из-за другой его постановки – «Идеальный муж» – к дверям МХТ была подброшена «активистами» свиная голова) объяснили недостаточной посещаемостью. Решение вызвало недоумение в том числе у Александра Збруева, который задействован в «Князе» (у него роль Рогожина) и не получил роли в «Дне опричника». Актер утверждает, что видел зал только полным.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания