Новости дня

10 декабря, воскресенье
























09 декабря, суббота


















08 декабря, пятница



Константин Баканов: "В лучах солнца" видны казарма и тренд


Кадр из фильма «В лучах солнца» // Стоп-кадр YouTube

Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как КНДР и Россия борются с фильмом Виталия Манского и для чего он нужен зрителю.

Документальный фильм «В лучах солнца», снятый российским режиссером Виталием Манским в Северной Корее, вызвал ожидаемую реакцию официального Пхеньяна. Страна чучхе так сильно озабочена тем, что увидят немногочисленные россияне в кинотеатрах, что потребовала от Минкульта остановить прокат фильма в нашей стране.

Минкульт, явно симпатизирующий больше северокорейским товарищам, чем свободолюбивому российскому режиссеру, впрямую не стал отбирать у Манского прокатное удостоверение. Но, по мнению наблюдателей, надавил на прокатные сети, и те отказались от показа фильма.

Скандал вокруг ленты — по большому счету, буря в стакане воды. Фильм «В лучах солнца» в кинотеатрах все равно увидит смехотворное число зрителей хотя бы потому, что документальное кино в принципе в прокате идет из рук вон плохо. Для таких лент существуют телевидение и интернет.

Однако скандал разгорелся именно вокруг проката на широком экране. И роли в этом скандале были понятны заранее. Виталий Манский попытался показать фейковость, искусственность жизни в Северной Корее, тотальный контроль государства за всем, включая чувства и эмоции своих подданных. А КНДР, вероятно, считает это провокацией и классической клеветой на свою светлую страну.

Что же в самом фильме? Режиссер строго следовал указаниям северокорейских товарищей, которые не давали снимать реальную жизнь, а распределяли среди своих граждан... роли, которые те играли. Это в документальном-то кино! Что сделал Манский? Заученные тексты, дубли, нелепые диалоги на фабрике и самих местных товарищей из «органов», руководивших процессом съемки — весь этот рабочий материал Манский оставил в кадре, а не за кадром. А во время выступления ветерана, увешанного орденами (товарищи командовали и им), камера снимала засыпающего школьника.

История «Манский vs КНДР» — классический диссидентский тянитолкай, напоминающий противостояние Сахарова и советской власти, Ходорковского и нынешнего режима. С той лишь разницей, что Виталий — не гражданин КНДР. С точки зрения государства чучхе он приехал туда с якобы благими намерениями, а на самом деле крепко их подставил. В фильме это чувствуется. Хотя чувствуется и другое, а именно усилия съемочной группы поймать за всей этой картонной, искусственной, пронизанной идеологией жизнью что-то человеческое, которое в этой стране зарыто глубже некуда.

Для России же Манский сделал крайне важную работу. Северная Корея — крайняя точка в системе координат «свобода-несвобода». Тренд, в котором движется современная Россия, увы, аккурат в сторону КНДР. Нам до нее далеко. Будем надеяться, мы даже не приблизимся к той общенациональной казарме, которая видна в фильме. Но знать и понимать, каково это — жить в стране с самой жесткой дисциплиной и самой «крепкой рукой» — для России 2016 года бесценно.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания