Детектив-буриме Агаты Кристи и Иванов о Пугачеве: главные книги осени

Sobesednik.ru рекомендует пять наиболее интересных книжных новинок

Фото: Лучшие книги октября // Sobesednik.ru

Sobesednik.ru рекомендует пять наиболее интересных книжных новинок.

Александра Маринина
«Обратная сила»

Рано или поздно любой беллетрист пытается обратиться к новому жанру. Маринина на этот раз посягает на семейную сагу, замешенную все же на криминальном сюжете. Тем не менее роман заслуживает внимания уже потому, что автор не пытается скрыться за многословием или новой литературной формой: «Обратная сила» написана очень просто, в некоторых местах – нарочито просто, даже проще, чем поздние книги из цикла о Каменской.

Это не литературный эксперимент Марининой, это просто еще один детективный роман, но с экспозицией длиной в несколько десятилетий. Впрочем, книгу это совершенно не портит. Сюжет, как всегда у Марининой, не особо мудрствуя, катится, как по наклонной, и неизбежно попадает в цель. Соскучившимся по детективам «в антураже» – читать обязательно.

Джонатан Франзен
«Безгрешность»

В центре повествования судьба девушки по имени Пип, которой, как кажется поначалу, жутко не везет: у нее ничего не складывается – ни учеба, ни отношения с противоположным полом, ни семейный быт – она даже не знает, кто ее отец. Тем не менее она обладает удивительным даром: Пип связывает людей между собой – и при этом сразу отличает хорошее от плохого.

Романтическая круговерть сменяется поиском Пип самой себя и погружением в самые лютые дебри интернета. Виртуальная реальность, налагающая вето на нашу свободу, – такой же герой этого романа, как и сама наивная Пип. Удивительно крепкий текст с претензией на монументальность – иногда нарочитое многословие Франзена идет в ущерб повествованию, но ради еще пары часов наедине с главной героиней читатель прощает автору и эту небольшую слабость.

Марк Данилевский
«Дом листьев»

Одна из самых странных и непостижимых книжек последнего времени. Уникальный способ повествования, на который накладывается леденящий до дрожи сюжет: всю историю мы смотрим как бы с трех разных сторон – через описание странной видеосъемки, через дневник исследователя этой видеосъемки и через воспоминания еще одного рассказчика, нашедшего собственно вышеупомянутый дневник. Все повествование пронизывают ссылки и комментарии – некоторые из них раскрывают новое содержание, а некоторые ведут по откровенно ложному пути.

Больше всего «Дом листьев» напоминает развалины древнего лабиринта: ты пытаешься проникнуть в логику повествования, но с каждой новой фразой отчаиваешься постичь хоть какую-то связность. При этом атмосфера (во многом из-за прекрасного перевода – основную часть текста перевел с английского Дмитрий Быков, собственно, и открывший Данилевского нашему читателю) не отпускает ни на секунду. Бесспорно, одна из лучших книг года. Если не десятилетия.

Агата Кристи и Ко
«Последнее плавание адмирала»

Прекрасный роман-буриме: члены знаменитого звездного состава английского «детективного клуба» поглавно выдали крепкий антуражный роман – в центре повествования полицейский инспектор, живущий в маленьком городке, где никогда ничего не происходит. И естественно, когда происходит убийство – это равносильно вселенской катастрофе.

Но инспектор на то и инспектор, чтобы найти и покарать убийцу, отдав его в руки правосудия.

Каждый из великих детективщиков Британии первой половины прошлого века – Рональд Нокс, Гилберт Кит Честертон, Агата Кристи – написал в «Адмирала» по главе, сообразовывая свои вирши в единый по смыслу и интриге сюжет.

Не будем спорить, чья глава лучше, а будем просто следить за ходом событий: что-что, а накручивать невероятные подробности в своих романах эти ребята умели!

Алексей Иванов
«Вилы»

Один из знаменитых зеноновских парадоксов звучит следующим образом: может ли всемогущий Создатель породить камень, который Он сам не сможет поднять? Если сможет, то он не сдюжит при поднятии камня (а значит, не всемогущ). А если не сможет – не всемогущ тем более.

К теме пугачевского бунта приступал еще Пушкин, очарованный личностью бунтаря Емельяна. Тем не менее история Пугачевского бунта сейчас малоинтересна массовому читателю, а про «Капитанскую дочку» все забыли со школьных лет. Но Алексей Иванов вновь возвращается к теме пугачевщины, правда, в образе не писателя-беллетриста, а публициста-исследователя.

«Вилы» – это раздвинутое до циклопических масштабов художественное эссе, исследующее всю проблему как личности Пугачева, так и его деяний. В конце концов, ратовавший, как сообщалось в школьной программе, за простой народ Пугачев практически до последнего часа выдавал себя за государя Петра III.

Иванов написал честную и вдумчивую книгу. От автора художественной прозы здесь – невероятная легкость повествования и влюбленность как в своего героя, так и в окружающую того действительность. Вполне достойная работа, в которой разница между публицистикой и художественной прозой ничтожно мала.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика