Дом, где живет Николай Караченцов. Репортаж "Собеседника"

Sobesednik.ru побывал в гостях в загородном доме Людмилы Поргиной и Николая Кара­ченцова

Фото: Семейное фото на веранде с собакой Феей // Александр Алешкин / «Собеседник»

Sobesednik.ru побывал в гостях в загородном доме Людмилы Поргиной и Николая Кара­ченцова.

Живописный поселок Загорянский находится в 40 минутах езды от Москвы. На 50 сотках расположен двухэтажный дом. На первом этаже – кухня и гостиная, на втором – три спальни и зимний сад, где живут четыре попугая.

«Он должен стоять!»

Ничего удивительного в том, что, выезжая к Караченцову, испытываешь не только гордость, но и определенный страх. Эта боязнь увидеть того, которого страна запомнила энергичным, полным жизни и улыбчивым актером, прошла, как только мы открыли калитку. На скамейке сидел сам Караченцов с медсестрой и дышал свежим воз­духом.

– Это к тебе приехали, Николай Петрович! – бодро начала супруга актера Людмила Поргина. – Встречай.

Он кивнул головой на наше приветствие и попытался слегка улыбнуться. Она, как и всегда в эти годы после страшной трагедии, – активная, живая и оптимистичная:

– Кто знал, что Коле придется жить за городом. Вообще, он городской житель, не любил природу. А теперь жизнь повернулась по-другому... У нас большой сад, где много деревьев, цветов, за которыми ухаживает садовник. Мы специально поставили скамеечки, чтобы Коля, когда гуляет, мог присесть и немного отдохнуть.

На огромной территории расположились двухэтажный дом, а также домик для садовника. Дорожки между деревьями и клумбами вымощены камнями, аккуратно подстрижена трава. Такое впечатление, что находишься не в Подмосковье, а в саду чеховских трех сестер.

– Раньше вместо этого ухоженного дворика было болото. Мы привозили землю, потом всё ровняли, высаживали березы, клены, серебристый тополь, у которого нет пуха, карликовую сирень, китайскую сливу. Осенью собираем урожай, – улыбается супруга актера. – А летом у нас полные клумбы цветов и на столе всегда стоят красивые букетики.

У Караченцовых тихо. И правда – никакой городской суеты, только из кухни раздается голос помощницы по дому. Стены увешаны иконами, семейными фотографиями и портретами артиста. Эту тишину, кажется, берегут тут как что-то сакральное. Дом – как храм?

[:image:]

– Вот эта икона – «Нечаянная радость». Ей молилась, когда Коля попал в аварию. Именно благодаря Божьей Матери он вышел из 26-дневной комы, несмотря ни на что, – едва не шепчет мне Поргина. – Когда Коля проходит вот по этому коридору (где висят фотографии. – Авт.), то постоянно говорит: «Это я! Это я!» Это фото сделано через шесть месяцев после аварии. Видите, какое у него уже осмысленное лицо, взгляд, мимика. Как только произошло несчастье, друзья мужа – поэты Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский – прислали из Америки телеграмму со стихами: «Караченцов не может ползти на карачках. Караченцов должен стоять!» Это стало нашим девизом. И вот, как видите, не просто стоим, а уверенно ходим.

Преображение

В гостиной Караченцовых на полу – пушистый ковер, около окна – мраморный камин и два ангелочка.

– Спим на первом этаже, потому что на второй Коле подниматься очень сложно и опасно. Может потерять равновесие и упасть. Четыре года назад после эпилептического приступа у него сгорели нервные окончания в левой руке и ноге, которые отвечали за положение тела.

Комната залита дневным светом, который проникает через большие окна и освещает иконы.

– Накануне трагедии две иконы – «Казанская Божья Матерь» и «Преображение Господне» – упали. Представляете, даже трещины по ним пошли. Купила их в Петербурге, когда была на гастролях. Конечно, после этого случая всем стало не по себе. Тогда спросила у нашей домработницы, что это может означать. Она сказала, что моя мама – это «Казанская». Тогда почему «Преображение Господне» упало? Потом до нас дошло... Вот после такого «преображения» Коле пришлось учиться жить заново.

На кухне Людмила Андреевна угостила нас чаем и заговорила о своей маме Надежде Степановне:

– Так получилось, что сначала не стало мамы, а через 45 минут узнала, что с Колей случилась беда. В тот день мне вообще было тяжело: мама болеет и в любой момент ее может не стать. Я решила ее навестить. И через несколько минут после моего приезда она ушла.

Людмила Андреевна отодвинула чашку кофе, приоткрыла окно и закричала Николаю Петровичу, который гулял на улице вместе с медсестрой: «Вперед, народный артист! К рекордам! Только к рекордам!» Караченцов медленно повернулся, слегка улыбнулся и стал передвигаться быстрее.

– Когда Николай Петрович очнулся, написал на бумажке: «Где я? В раю? Где мои мама, папа и бабушка?» Ответила, что все умерли давно, он на даче, в своем доме. Потом супруг признался, что видел тот свет. Коля рассказал, что, когда душа отделялась от тела, два огромных ангела-мужчины брали его за руки и поднимали.

Поргина постоянно слышит в свой адрес, что пиарится, строит из себя благодетельницу. Но не сдается. Знакомый священник ей сказал: «Это твой крест и твоя дорога в рай».

[:image:]

– Однажды ночью Коленька разбудил меня и написал: «Наверное, было бы лучше, если бы я умер». На что я ответила: «Не смей даже так думать! Ты – смысл моей жизни!» Потом сказал: «Я вернулся, потому что люблю тебя». И теперь он говорит мне об этом по сто раз в день (улыбается). Когда у Коли начинается приступ, то беру его за руку и кричу, пока вкалываю препарат: «Если любишь меня, то смотри в глаза и не теряй сознание». Знаете, я не стала известной актрисой и не жалею об этом. Все время Коле говорю: «Зачем мне жизнь без тебя? Перед Богом будет стоять любящая женщина, мать и жена, а не артистка».

Когда Николай Петрович вернулся с прогулки, Людмила Андреевна предложила сделать семейное фото на веранде вместе с собакой Феей. Караченцову помогли переодеться, и он уселся на диван, что-то шепча.

– Он у нас хорошо говорит, правда, тихо, но все можно разобрать. Представляете, мне Коля стихи читает каждый день. Ну-ка, покажи мастер-класс!

Народный артист повернулся к супруге и прошептал знаменитые строчки песни из легендарного спектакля «Юнона и Авось»:

Ты меня на рассвете
разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Поргина обняла его: «Увижу, Коленька, увижу!»

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика