Александр Рукавишников: Девять проектов князя Владимира свалили в полуподвале

Sobesednik.ru побеседовал с Александром Рукавиш­никовым, которого называют самым главным и плодовитым скульптором страны

Фото: Александр Рукавишников // Global Look Press

Sobesednik.ru побеседовал с Александром Рукавиш­никовым, которого называют самым главным и плодовитым скульптором страны.

Народный художник России, профессор, он относится к этим «титулам» с юмором. Даром что даже московские его памятники не перечесть...

Высоцкий на Ваганькове, Достоевский у Ленинки, Сергей Михалков на Поварской, Рокоссовский, Яшин, Скобелев... Новый заказ поступил от дочери ушедшего год назад Льва Дурова: средства для надгробия собирают всем миром, а Рукавишников работает бесплатно.

– Почему государство часто остается в стороне, а иногда и препятствует установке скульптур? Эпопея с вашим Булгаковым и Ко превратилась в мистическую историю.

– Да это страна у нас мистическая! Жители Патриарших восстали, как будто купили пруды. Директор Музея Булгакова Николай Голубев вместе с Александром Ширвиндтом и Петром Авеном ходили к Собянину. Под скульптуру уже подготовлено место – Булгаков должен был сидеть на сломанной скамейке. Теперь лежит за городом, в литейке.

– Патрики – идеальное место для Булгакова. Но там же еще Крылов со зверушками...

– Косяк правительства Москвы 1970-х. Хотя памятник хороший... Зимой звонил Жора Франгулян: «Саш, ты не против, если я Булгакова поставлю в этом районе?» Там дом возвели – новорусский помпезный кошмар. Рядом он и хотел установить трехметрового писателя, улетающего ввысь на негорящих рукописях. Но как я могу быть против? В Фигерасе вон из каждой дырки лезет Дали. Ничего страшного, если Патриаршие превратились бы в территорию булгаковщины...

[:image:]

– А с преподобным Сергием что? Два года назад отметили 700-летие – памятника так и нет.

– Я не воцерковленный человек. Но когда объявили конкурс, понял, что не участвовать нельзя. Выиграл. Речь шла о территории храма Сергия Радонежского – Патриарх предложил одноименную площадь. Я уважаю его мнение, но там святой стоял бы наподобие Дзержинского – в центре, как в аду, а вокруг мчались бы машины. Теперь одна версия: не выделены деньги на изготовление. Вторая: делать будет другой автор. И не там...

– Из-за князя Владимира тоже расстроились?

– История же вышла некрасивая. Знаю со слов очевидцев. Обычно отдаешь проект – и честно ждешь. А некие товарищи взяли одну-две работы и повезли в Крым, где в тот момент находились руководители страны и церкви. Пришли с папочкой: «Вот памятник предлагают...» Те посмотрели: большой дядька с крестом, свастики не видно, пошлости особой нет... Ну и подмахнули. Полагаю, примерно так и было. Никакого заговора. Просто остальные девять проектов свалили в полуподвале у Третьяковки – и их никто не увидел.

Этот памятник я тоже задумывал скромным по размерам. Большой в Киеве уже есть. Но у нас считают: надо выше! Да сделайте лучше, а не больше!

Полную версию интервью с Александром Рукавишниковым читайте скоро на Sobesednik.ru и в свежем номере газеты «Собеседник».

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика