Захар Прилепин: Главная вина Сталина – судьбы любимых поэтов
Sobesednik.ru побывал на презентации новой книги Захара Прилепина «Семь жизней», а также изучил литературные новинки.
Sobesednik.ru побывал на презентации новой книги Захара Прилепина «Семь жизней», а также изучил литературные новинки.
В Гоголь-центре состоялась презентация сборника Захара Прилепина «Семь жизней». Мероприятие прошло не совсем в обычном формате презентации, скорее это было интервью – или даже беседа Кирилла Серебренникова с Прилепиным.
А в перерывах актеры Гоголь-центра читали фрагменты рассказов из книги. Честно говоря, слушать чтение было не так интересно, как диалог. Говорили обо всем: о патриотизме, религии, политике, об СССР, Донецке и Луганске. Но только когда возникла тема сталинизма, Прилепин не на шутку разошелся. Серебренников припомнил злополучное «Письмо товарищу Сталину» – прилепинскую статью, вышедшую летом 2012 года и вызвавшую огромный резонанс.
– Надо быть слепым, чтобы не видеть, что я написал в тысячу раз больше страниц о трагедии сталинизма, весь роман «Обитель» об этом, – заявил Прилепин и добавил, что для него лично главная вина Сталина – это судьбы любимых поэтов.
Но в зале наибольшее оживление вызвала, естественно, история про мордобой: Прилепин рассказал, как дал по лицу писателю Роману Сенчину за то, что тот дал по лицу критику Николаю Александрову. «хотя я не люблю Александрова и люблю Сенчина», – заметил Захар.
– А кто твой читатель? – спросил Серебренников, оглядывая зал.
– Не поверишь, но я езжу по разным городам, встречаюсь с публикой, и фактически всегда 90% зала – это женщины от 35 до 90 лет. Они уже решили свои гендерные проблемы, родили детей, приняли решение, что будут жить в России и их дети будут расти в России, и, наверное, им хочется узнать для себя что-то о том, как здесь жить. Наверное, мужчины тоже читают, но на встречи не ходят, потому что им западло слушать какого-то лысого мужика.
Действительно, большую часть зрителей в Гоголь-центре составляли женщины – несмотря на то, что проза Прилепина вроде бы не просто мужская, а демонстративно, подчеркнуто мужская. Что еще раз подтверждает несостоятельность всякого гендерного деления литературы.
/Что еще почитать
Владимир Войнович – Малиновый пеликан
Хоть сам автор и называет роман сатирическим, но, читая, понимаешь, что это скорее суровый и беспощадный реализм, почти документальный, концентрированный и обнаженный. «Это смешно, но поселок, в котором я живу, до сих пор называется именно так: «Ленинский путь». Впрочем, у нас в стране смешного так много, что уже не смешно», – пишет Вой-нович, но на самом-то деле тут скорее обратное: так много страшного, что уже смешно. «Малиновый пеликан» – это энциклопедия народных заблуждений, российского менталитета, чиновничьего бардака. Домработница хранит портрет первого лица государства (он зовется в романе Перлигос) рядом с иконой, фельдшер скорой помощи всерьез рассуждает о том, что американцы покупают русских сирот на органы, писатель-почвенник флюгером следует за государственным курсом и ждет возрождения России… Даже сам собственно Малиновый пеликан – фантастический образ, возникающий в романе – это хоть и метафора, но слишком близкая к реальности.
Цитата:
У него жена алкоголичка, сын дебил, старшая дочь недавно получила срок за содержание борделя и торговлю наркотиками, а младшая, более или менее нормальная, живет в Париже, но он о семейных проблемах думает мало, поскольку страдает от существования на свете Америки, гомосексуалистов, масонов, евреев и либералов.
Андрей Акцынов – «Бретёр»
Роман о молодом человеке, который в поисках смысла жизни, себя самого, Бога и того, что еще обычно ищут молодые люди, приходит то в НБП, то к духовным практикам и, как итог, к неизбежному финалу. Эдуард Лимонов уже назвал книгу манифестом поколения. Слава Богу, это не совсем так – не из одних же нацболов поколение состоит. Но как манифест определенной группы – вполне. «Санькя» Захара Прилепина, в общем, примерно о том же – но если «Санькя», как к нему ни относись, это все-таки литература, то «Бретёр», по совершенно справедливому замечанию самого Прилепина, «никакая не проза, но – документ».
Цитата:
Бретёр спрашивал у Лимонова советы по поводу жизни: он хотел стать великим, а в лице Эдуарда он получил лучшего наставника. Общий рецепт на большинство вопросов таков: разозлиться!
Стивен Кинг – «Лавка дурных снов»
Хоть мы и знаем Стивена Кинга главным образом по романам-хоррорам, не стоит забывать, что он еще и настоящий мастер рассказа. Пожалуй, многие из его коротких произведений смело можно ставить в один ряд с самыми яркими романами. В этот сборник вошли и новые вещи, и немного переработанные старые. Это 600 страниц того самого Кинга, которого мы так любим, с его точнейшим пониманием не только природы страха, но и трудностей детства, проблем взросления и старения, значительных и незначительных вопросов, которые в разное время задает себе каждый.
Цитата:
На ощупь дверь была металлической, но почему-то теплой. И словно пульсировала. Как будто автомобиль – металлический или нет – был живым существом.
Андрей Макаревич – «Я змея»
Книга из серии «Занимательная зоология» – известные люди рассказывают о своих любимых животных. Рассказ ведется от лица животного – героя книги. И конечно, популярность этой серии принесли не только имена на обложках. Это действительно хорошая познавательная литература для младшего возраста – факты, изложенные простым и увлекательным языком, и отличные иллюстрации. Андрей Макаревич выбрал своим героем ужа. Чувствуется, что змей он любит, восхищается ими.
Цитата:
Вообще люди, которые нас и в глаза-то не видели, рассказывают всякие глупости: дескать, мы противные, скользкие и холодные. Ну, так и быть, потрогайте мои чешуйки, разрешаю. Да они приятнее бархата на ощупь.
[:wsame:][:wsame:]