Светлана Немоляева: Со смертью мужа все потеряло смысл

Светлана Немоляева рассказала Sobesednik.ru, как ей живется после смерти мужа и что она думает о грядущем 80-летии.

Фото: Светлана Немоляева // Global Look Press

Светлана Немоляева рассказала Sobesednik.ru, как ей живется после смерти мужа и что она думает о грядущем 80-летии.

18 апреля народная артистка России Светлана Немоляева отметит свое 79-летие. Ее крестным отцом в кино стал культовый режиссер Эльдар Рязанов, который снял ее в «Служебном романе» и «Гараже». В киноарсенале звезды около ста ролей. Sobesednik.ru пообщался с артисткой в преддверии ее дня рождения и узнал, как она пережила смерть мужа, почему не любит сериалы и дышит воздухом родных 60-х годов.

Вот уже пять лет Светлана Владимировна отмечает свой день рождения с грустью. 2 мая не стало любимого мужа – народного артиста Александра Сергеевича Лазарева, он умер внезапно из-за оторвавшегося тромба.

– Знаете, когда был мой Саша, то мы всегда накрывали стол, приглашали гостей. Не было ни одного праздника, чтобы мы не отмечали. Все ждали таких торжеств, потому что душой праздника всегда был муж. С ним было очень светло, легко и весело. Ведь жизнь состоит из моментов, которые наполняют наше бытие. И каждый момент буквально на вес золота. Важно жить настоящим и научиться чувствовать каждый миг. В этом и есть объемность жизни. Сейчас нет моего Саши – и все потеряло смысл, все уже не то. Как будто мир потускнел. Понимаете, все напоминает о нем. День рождения для меня скорее ритуал, чем праздник. Думаю, что соберемся с сыном (Александр Лазарев-младший, народный артист России. – Авт.) и его семьей.

[:image:]

Как представлю, что в следующем году мне будет 80 лет, так страшно становится. Кажется, что жизнь огромная. Когда подумаешь, что не за горами уход в мир иной, удивляешься: «Боже мой! Как все промелькнуло». С одной стороны, человек в физиологическом смысле ощущает, что жизнь очень быстро проходит. С другой – она очень длинная, потому что каждый наполняет ее тем, чем хочет и как хочет. Мне понравились мысли актрисы Елены Шатровой о своем 80-летии: «Боже мой, я прожила 80 лет! Это 80 зим, 80 весен».

Светлана Немоляева призналась, что ее жизнь была очень яркой, в которой было все. Детство прошло в Москве, на Плющихе, в семье советских интеллигентов. Владимир Викторович, талантливый комедийный режиссер, один из первых выпускников ВГИКа, был уважаем как начинающими, так и признанными мастерами. В своем доме Немоляевы принимали Целиковскую и Жарова, Пудовкина и знаменитого клоуна Румянцева.

[:image:]

– Когда началась война, я была совсем крошкой. Нашу семью отправили в Алма-Ату, так как мои мама (Валентина Львовна – звукооператор. – Авт.) и папа работали на «Мосфильме». Родители практически ничего не получали, еды не хватало. Мама боялась прийти с работы и услышать от нас с братом Николаем: «Дай хлебушка!» Поэтому она не входила в дом раньше трех часов ночи, чтобы мы уснули. А я ждала ее и просила кушать.

Помню, как мы в Москве, когда вернулись, слушали радио. На стене висела большая тарелка, из которой вещал Левитан своим статным голосом: «Наши войска освободили Будапешт!» И конечно, в памяти остался День Победы. И он был таким же, как его показал в фильме «В шесть часов вечера после войны» Иван Александрович Пырьев. Он снял картину еще в 1944 году, а победили мы через год. Режиссер будто все предвидел. Это поразительно! В мае прошлого года по Тверской прошел «Бессмертный полк», где каждый нес портрет своего родственника-ветерана. Это было незабываемое зрелище. Целая река солдатских фотографий пролилась по сердцу моей родной Москвы.

Вот уже 44 года актриса живет в историческом центре столицы, на Тверской улице.

[:image:]

– Сначала мы жили в коммуналке, потом приобрели кооператив. Квартира была далеко, и ездить на репетиции приходилось очень долго. Всегда мечтала о том, чтобы в театр можно было ходить пешком. В 1972 году был юбилей нашего театра. Тогда же была советская страна, поэтому все давалось бесплатно, и театру выделили несколько квартир, чтобы актеры улучшили свои условия. В это время умер великий артист Максим Максимович Штраух, и квартиру передали городу. Моссовет попросил, чтобы квартиру отдали театру. На заседании решили: «Давайте отдадим Дон Кихоту» (Александр Лазарев играл Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». – Авт.). Когда получили квартиру на Тверской и шли из театра по бульвару, то смотрели на окна и думали: «Не может быть!» Я еще года два просила Сашу щипать меня, потому что не могла поверить в это чудо.

Меня спрашивали: как могу жить в центре мегаполиса, где столько машин? Знаете, мне это абсолютно не мешает. Я люблю свою Москву, вид из окна на бульвар. Кстати, страдаю бессонницей, – поделилась актриса. – Когда просыпаюсь в 5 часов утра и не знаю, что делать, то иду к окну и смотрю на иллюминацию. Деревья украшены разноцветными лампочками, гирляндами, как будто по их веткам стекают капли. В такие моменты понимаешь, что ты счастлив.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев были одной из самых красивых пар Советского Союза. Они прожили вместе 51 год.

– Между творческими людьми существует соперничество, когда кто-то из супругов вырывается вперед, начинает активно сниматься. У нас не было ничего подобного. Любая боль Саши или моя – была нашей общей болью. Мы друг за друга страдали, если можно так сказать. Сашка часто говорил: «Когда тебе что-то хорошее сделают, мне даже лучше, чем тебе». Когда он снимался, а я везде проваливалась – он поддерживал и верил в меня. Мы могли ссориться по мелочам, препираться, но через полчаса забывали о том, что было. Не знаю, кому сказать спасибо – Богу или ангелу – за то, что у нас было такое замечательное время.

Актриса считает, что существует генетическая связь времен.

– Мои мама с папой вместе прожили около 50 лет, как и родители Саши. Если люди нашли друг друга, то это точно подарок судьбы. Но не нужно забывать, что брак – это и труд.

Светлана Владимировна обмолвилась, что ее раздражает, когда говорят о том, что именно она «сделала» Лазарева.

[:image:]

– Саша из простецкой семьи, его воспитала война, улица, а внешне он был статный, красивый. А я из дворянской семьи. Моя мама Валентина Львовна урожденная Мандрыко, происходила из украинских дворян. А отец Владимир Викторович – из древнего старообрядческого рода. Немоляевы – означает «не так молящиеся». Я просто Саше придала немного лоска, выбила из него мальчишку. Он был очень скромным, недооценивал себя. И это часто выражалось в бытовых мелочах. Например, я не разрешала ему ходить с пакетами. Когда по улице шел Саша, все на него смотрели. Он высокий – под два метра, красивый. Подруга моя ему любила говорить: «Ну, ты – тополь, ты – кипарис». Он только улыбался этим словам и не понимал, почему кипарис не может ходить с пакетом по улице. Все бытовые обязанности я взяла на себя, а Саша всегда разбирался с бумагами, квитанциями за оплату квартиры, потому что я в этом ничего не понимала. Когда он ушел из жизни, то я оказалась в таком ужасе, словно все остановилось.

Почти весь Советский Союз влюбился в Александра Сергеевича Лазарева после выхода на экраны фильма «Еще раз про любовь», где он играл любовь с героиней Татьяны Дорониной. Светлана Владимировна призналась, что поначалу ревновала супруга к его поклонницам.

– Несмотря на пристальное внимание женской половины к Саше, я всегда была уверена в нем и видела, какие у нас искренние отношения. Поначалу я невзлюбила фильм и посмотрела его всего один раз. Но через много лет восприняла картину по-другому. Он очень тонко и чувственно передал отношения мужчины и женщины. В его любви не было, скажем так, донжуанства.

Актерскую династию сейчас продолжают сын и внучка Александра Лазарева и Светланы Немоляевой.

[:image:]

– Саша практически вырос за кулисами. Мы старались при возможности всегда его брать на гастроли, вместе проводить время. Правда, он часто признавался, что ему не хватало нашего внимания. Раз говорит, значит, правда такое было. Знаете, Саша – копия отца, только он темпераментный как в жизни, так и на сцене. Наверное, поэтому выбрал профессию актера. В детстве он был просто неугомонным ребенком. Если ему было что-то нужно, то он любыми путями добивался этого. Сейчас Саша активно снимается в кино, играет в Ленкоме. А внучка Полина служит со мной в одном театре. Поначалу она не хотела, чтобы ей помогали, показывала свою самостоятельность. И в этом она похожа на своего отца. Но так сложилось, что Евгения Симонова ей дала роль в Театре им. Маяковского, и Полина согласилась. Также у нее есть брат Сережа, заканчивает школу. Славный мальчик.

Сама Светлана Немоляева хотела стать актрисой с самого раннего детства.

– Свою первую роль в спектакле получила уже в 4-м классе. Играла Осипа из гоголевского «Ревизора». Тогда я была пухленькой, и мне не шла мужская роль. Но так как у нас была школа, где учились одни только девочки, пришлось сыграть мужика. Долго искала костюм и однажды наткнулась на фиолетовые широкие подштанники. И когда папа увидел меня в них на школьной сцене, то чуть не упал со стула.

[:image:]

Народная артистка признается, что ее смело можно назвать ребенком кино.

– Ведь я практически родилась на съемочной площадке, как говорили мои родители. Они всю свою жизнь посвятили кинематографу. Наверное, поэтому мне очень комфортно на съемочной площадке. Не скажу, что в начале пути меня сопровождала удача, но все же. В одном из спектаклей меня увидел Эльдар Александрович Рязанов. Он открыл для меня кино, считаю его своим крестным отцом в профессии. Он снял меня в «Служебном романе», «Гараже», даже пробы делал для «Иронии судьбы» на роль Нади, но в итоге отдал ее Барбаре Брыльской.

[:image:]

Актриса и по сей день снимается в кино и сериалах, к которым у нее критическое отношение.

– Никого не хочу судить. Мои режиссеры, с которыми я работала, всегда говорили, что искусство должно оставлять после себя отклик в сердцах зрителей, состояние подъема. У нас было великое кино, потому что были изумительные режиссеры, актеры, которые создавали уникальные образы. И они остались в истории: Миронов, Мягков, Доронина, Дорошина, Евстигнеев. В настоящее время никого подобной величины не могу назвать. Видимо, все сериалы проходят очень быстро и никто не запоминается толком. Проблема в том, что для продюсеров важны время и деньги. Никто сейчас не бьется над результатом, как это было раньше. Тогда режиссер мог остановить съемки, пока актер не выполнит задачу. В сериалах актеры зачастую не успевают донести до зрителей какую-либо мысль, потому что нет на это времени, просто пробалтывают текст, им не дают разыграться. И боюсь, что подобных Данелии и Рязанову может уже и не быть.

[:image:]

Светлана Немоляева сетует на то, что сейчас темп жизни ускорился, людям некогда общаться вживую, они постоянно находятся в виртуальной реальности.

– Мне самой неинтересны эти все новинки, интернет и тому подобное. Я просто не нуждаюсь в этом, продолжаю жить воздухом тех лет, атмосферой 60-х годов. Тогда все были начитанные, цитировали стихотворения, была глубина и размеренность. Ни для кого не был важен материальный статус. Все были едины. Знаете, я верю, что наступит такое время, когда деньги и борьба за место, если можно так сказать, отойдут на второй план.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика