Валерий Афанасьев: Страшно осознавать, что жены больше нет
Актер Валерий Афанасьев рассказал Sobesednik.ru, почему не любит кино и как переживает смерть своей жены
Актер Валерий Афанасьев рассказал Sobesednik.ru, почему не любит кино и как переживает смерть своей жены.
В этом году отмечает 45-летие своей творческой деятельности народный артист России и педагог Валерий Афанасьев. Он дебютировал в кино в 1971 году и снимается по сей день. Он буквально создан для ролей отважных военных и настоящих мужчин. В его арсенале около 170 ролей («Черкизона. Одноразовые люди», «9 месяцев», «Московская сага», «Дело гастронома №1», «Смерть шпионам!»). Sobesednik.ru встретился с артистом и узнал, почему он бросил спорт, не любит кино и в чем секрет его семейного счастья.
– Занимался гимнастикой с пятого по одиннадцатый класс, хотя был ширококостный и крупный, зато очень пластичный. Все шучу, что стал бы чемпионом мира. Даже получил первый взрослый разряд. В спорте у меня проявлялся артистизм, можно сказать, что я играл в гимнаста. Мне это нравилось. Стал ходить на спектакли и понял, что безумно влюбился в атмосферу, которая меня все время тянула к себе.
[:image:]
Ради театра будущий артист ушел из спорта.
– Поступил в знаменитую студию ЗИЛ при народном театре, откуда вышло много замечательных актеров – от Василия Ланового до Юрия Богатырева. Даже не знаю, кем бы мог стать. Наверное, пошел бы учиться на океанолога, бороздить на корабле моря. Родители мои, кстати, были не против того, что стану актером. Тем более мой старший брат Олег закончил Щепкинское училище (его не стало 4 декабря 2002 года. – Авт.). Иногда мой папа Алексей Васильевич хотел, чтобы я пошел в химики, хотя у меня была тройка.
Мама Антонина Максимовна советовала идти в медицинскую академию, но я боялся крови. Наверно, Бог на меня обратил внимание и сказал: «Будешь актером!» После окончания школы поступил в Щукинское училище, где конкурс был чуть ли не по три тысячи человек на место!
После окончания театрального училища актер попал в знаменитый Театр на Юго-Западе под руководством Валерия Романовича Беляковича, где играл вместе с заслуженным артистом России Виктором Авиловым («Господин оформитель», «Узник замка Иф»). Считали, что он обладает экстрасенсорными способностями.
[:image:]
– Все неправда. Это распространили люди, которые хотели создать загадочную ауру вокруг ушедшего из жизни человека. Возможно, за стаканом водки он мог внушить женщине, что чем-то обладает. Я видел этих экзальтированных дамочек, которые кружили вокруг театра и признавались, что разглядели в Викторе даже мессию. Поймите, ничего не хочу развенчивать, а говорю, как было. Витя был прекрасным, даже наивным человеком и одаренным актером. Дело в том, что у него была завораживающая фактура: выпученные глаза, коршунообразный нос. На сцене, когда свет бил ему в глаза, они становились красными. Возможно, это тоже создавало эффект мистичности. Не был он ни предсказателем, ни ясновидящим.
Недавно на НТВ прошел сериал «Бомбила», где Валерий Алексеевич сыграл следователя Данилина.
– Мы снимались в Геленджике, я там был первый раз. Все было прекрасно: лето, море, хорошая компания. В шесть утра вставал, в восемь уже был на гриме. Съемочная смена длилась около двенадцати часов. Вечером шел в гостиницу и отдыхал и иногда задумывался: «Зачем мне вообще театр? Я и так в полном порядке. У меня есть большие роли. Все устраивает». Потом приходило понимание, что сейчас-то это все есть, а что будет дальше? Честно, не могу физически жить без театра – это дом родной, и в нем вся жизнь.
[:image:]
Актер признался, что не любит кино:
– Не люблю именно как процесс производства. Если артисты говорят о своей безумной любви к нему, то не верьте им. В сериалах не дают даже нормально разыграться. Раньше режиссер останавливал смену, если актер не мог выполнить задачу. Сейчас же есть план, который диктует канал продюсерам, и мы обязаны снять определенное количество сцен за день. Поэтому приходится актерам тарабанить текст, стараясь что-то все-таки донести до зрителя.
«Класс, газы!» – с этой строчки начиналась популярная и всеми любимая реклама газированного напитка «Фиеста», где Валерий Афанасьев сыграл преподавателя ОБЖ. Многие актеры утверждают, что реклама – это безвкусица, мол, даже если будут голодать, то никогда в ней не снимутся. Например, бабушка из рекламы молока «Домик в деревне» Валентина Ананьина сначала отказалась, так как было стыдно.
– Мне не стыдно сниматься в рекламе. Почему известные спортсменки активно принимают в этом участие? Они что, воруют или занимаются чем-то противозаконным?! Посмотрите, например, сейчас Владимир Машков рекламирует банк. Считаю это частью актерской профессии.
После «Фиесты» актера стали узнавать на улицах, и он не мог зайти в метро.
[:image:]
– Однажды мы летели в Америку, ко мне подошла стюардесса: «Вам «Фиесту» или сок?» Или такси остановилось, водитель закричал из окна: «У нас фиеста!» Тогда понял, что нужно самому сесть за руль. До этого времени не признавал машину, а в 50 лет выучился и получил права. Знаете, – продолжает артист, – мне приходится сталкиваться иногда с хамством со стороны поклонников. Например, иду по магазину, а мне машут: «Эй, я тебя узнал». Ну что это такое? Есть, конечно, и те, кто спокойно подходит, благодарит. Считаю, что не нужно делать фетиш из актерской профессии. Если ты не приземлен к жизни, то ты ничего не сможешь сыграть.
Раздражает, когда актеры, и притом начинающие, строят из себя важную птицу. Однажды один известный артист зашел в гримерную, а там готовили к съемкам молодую девушку, на ее столике стояли фрукты, сок. Он поинтересовался: «Это что?» Ему ответили, что это райдер (список того, что необходимо. – Авт.) актрисы. Оказалось, что она закончила какие-то трехмесячные актерские курсы. Представляете, даже не институт! Когда у меня спрашивают о райдере, то отшучиваюсь: «Мне вина, девочек и конфет» (смеется). На самом деле нужен горячий чай с лимоном и местечко, чтобы в перерыве передохнуть.
В судьбе Валерия Афанасьева не было знаковых режиссеров. Несмотря на это, актер ни на что не жалуется:
– Понимаете, у режиссеров много актеров, и они иногда забывают, с кем из них работали. По молодости было обидно, что меня не снимают столько, сколько бы хотелось. Считаю, что у каждого своя судьба. Конечно, я не против главных ролей. Важно, чтобы был материал, от которого шли мурашки по коже.
[:image:]
Валерий Алексеевич не только опытный артист, но и педагог. Уже около года он является мастером в Московском институте театрального искусства. Несмотря на то, что сначала боялся преподавать, сейчас уверенно занимается со своими подопечными.
– Скоро институт получит аккредитацию, и дипломы будут выдаваться государственного образца. Думал: чему буду учить, если сам еще до сих пор учусь (улыбается)?! На самом деле уже когда-то пробовал себя на этой стезе, преподавал в ГИТИСе на курсе Валерия Романовича Беляковича, но потом ушел. Спустя время мне предложили стать мастером. Сначала иронично посмеялся над этим, мол, понимаю еще – мастерская знаменитого Сергея Герасимова, а тут – какого-то народного артиста России Афанасьева. Понимаете, это же колоссальная ответственность – вести за собой людей, учить их. Несмотря на мои опасения, собралась команда хороших педагогов, и мы начали набирать курс. В основном в коммерческие вузы поступают те, кто не прошел в главные пять. В общем, к первому сентября у нас образовался курс из 43 человек. Сейчас у меня осталось 36 человек. Я готовился, обложился умными книгами, делал конспекты по теории, все вспоминал. Сразу же сказал своим ребятам: «Я не мэтр. Но я для вас буду и мамой, и папой».
В одном из интервью Валерий Алексеевич обмолвился, что сейчас студенты стараются быстрее попасть в сериал, а потом «стричь купоны».
– Считаю такой подход неправильным, так как я все-таки человек театра. На сериале не натренируешься. Можно понять, почему молодое поколение не идет работать в театр – там мало платят (средняя заработная плата в московских театрах около 15.000–20.000 рублей в месяц. – Авт.) и особой известности там не приобретешь.
[:image:]
Мало кто знает, что Валерий Алексеевич практически полвека отдал не только любимому делу, но и семье. С третьей супругой – Анной – он прожил 40 лет. 27 декабря 2015 года ее не стало.
– Сначала был студенческий брак: я – актер, а Лилия училась на переводчика. Мы прожили всего полтора года, детей не было. Знаете, мое поколение такое, что если дал слово, то обязан его сдержать. Вдруг я ей сказал: «Давай поженимся!» Зачем и почему, до сих пор не могу понять. Возможно, мы приняли такое решение, потому что не было денег, негде было жить, а вместе всегда легче. Потом встретил Евгению, которая на пять лет меня старше. Она работала ассистентом режиссера. Возникли теплые чувства. Мы съехались. Через два года родился сын Владимир (сейчас бизнесмен). Мы прожили шесть лет. Однажды зашел в Театр Гоголя к своим друзьям и увидел девочку. Она не выходила у меня из головы. Спустя время с ней встретился на гастролях, познакомился ближе, и начался роман. Анна была меня младше на восемь лет. Я не делал ей предложения, – продолжает актер. – Мы просто начали жить вместе, я еще не был разведен. Потом она забеременела. Дело не в том, что мне не давали развод. Знаете, просто у мужчины бывает так, что он пытается оттянуть процесс разрыва, чтобы не нанести обиду бывшей жене.
Аня мне часто припоминала в шутку, когда родился Константин (работает исполнительным продюсером): «Не забуду, когда в родильном доме у меня спросили: оставляю ребенка или забираю?» Ведь в советское время родить без официального мужа означало, что женщина ребенка нагуляла. Потом подали заявление в загс. Когда пришли и женщина, которая регистрировала брак, стала читать торжественную речь, Аня сказала: «Да ладно вам, я вот-вот рожу, а вы тут читаете». Потом родился Егор (занимается ремонтом машин). Аня была реквизитором в театре, и так случилось, что в 1985 году она неудачно упала, начались проблемы с шеей. Через год ей сделали операцию, чтобы не было ухудшений вплоть до паралича. После этого она решила заниматься домом, детьми.
[:image:]
Супруга себя в этом находила, ей это нравилось. Она меня как-то направляла во всем, сглаживала углы, мудро поддерживала и остужала, так как по своей природе я очень эмоциональный. Все было на ней. Сейчас даже на дачу не могу ездить, потому что все напоминает о ней, особенно кухня, которую она продумывала. Наверно, должно пройти время. Понятно, что все это жизнь... Но это только слова. Сейчас не могу понять, живу или существую. Вроде все делаю, работаю. Страшно осознавать, что нет ее рядом. Нет, в бытовом плане ничего не боюсь, потому что умею стирать, гладить и готовить. Причем могу сварить двадцать супов, не повторяясь! Думаю, придет весна, появятся новые дела, заботы, та же дача. Кстати, очень люблю косить машинкой газон. На свой день рождения однажды огромными буквами выкосил «Анна» и сердце. Когда она увидела это, то заплакала.
Валерий Алексеевич считает, что секрета семейного счастья не существует.
– Нужно прожить с человеком, чтобы его узнать, понять. Мы с Анной очень тонко друг друга чувствовали. Например, когда заходил в спальню и хотел спросить, поливала ли она цветы, просто кричал: «Ань!», а она, находясь на кухне, отвечала: «Поливала, поливала цветы».
[:image:]
Сам актер считает, что предыдущие браки – это все-таки больше опыт, нежели ошибка.
– Понимаешь однажды, что это не твой человек. В каждом браке, безусловно, были плюсы. Знаете, людей нельзя переделывать, так как ничем хорошим это не закончится. Считаю, что в любви есть некое высшее начало, которое сводит людей. Невозможно ничего предсказать.
С бывшими женами актер не общается.
– У нас нет общих тем для разговора. Каждый живет своей жизнью. Да и зачем общаться, все вспоминать, ворошить.
Сейчас у Валерия Алексеевича три взрослых сына и пять внуков.
[:image:]
– Самому старшему внуку 15. Оказывается, не хотели переводить в десятый класс, чтобы не портить статистику ЕГЭ, который придется сдавать через два года. Он же учится средне: тройки-четверки, иногда проскальзывают двойки. Директор сказал, что нужно заниматься дополнительно. Мальчик хотел в технический поступать, но немного недотягивает. Не знаю, почему, но я подумал, может он в театральный пойдет, хотя мои дети никогда на сцену не просились. Возможно, во внуках что-то проснется.
[:wsame:][:wsame:]