Елена Яковлева: У меня нет телевизора, я не читаю газеты, в интернет не хожу
Елена Яковлева рассказала Sobesednik.ru о работе с Тодоровским и призналась, что не знала о существовании «Википедии».
Елена Яковлева рассказала Sobesednik.ru о работе с Тодоровским и призналась, что не знала о существовании «Википедии».
В первой части беседы Елена Яковлева рассказала нам, что думает о ситуации на Украине и поведала, как ее обманули на съемках сериала.
– У вас в «Современнике» было столько интересных, символичных ролей, почему вы ушли? Мы, конечно, догадываемся...
[:rsame:]
– Не знаю, о чем вы там догадываетесь, но про это я говорить не буду. Я про это все, что могла, сказала. А что сказать не могу, то не скажу. Это касается исключительно меня, и не нужно об этом громогласно кричать.
– А ведь это ваш второй уход из «Современника». Однажды вы уже возвращались. Может, снова вернетесь?
– Нет. Тогда обстоятельства были другие.
– А если руководство поменяется?
– Дело не в руководстве. Галина Борисовна Волчек – замечательный художественный руководитель, режиссер, с которым я столько лет проработала душа в душу. У нас были совершенно прекрасные спектакли. Но за такое время ушла романтика из наших отношений – и с ней, и с «Современником». Если в семейной жизни это можно терпеть, то в творчестве – нет. Честнее уйти и попробовать делать что-то другое. Скучно без романтических авантюр продолжать работать там, где ты в принципе сделал все, что мог.
[:image:]
– Вы рады этой появившейся свободе? Нашли, что искали?
– У меня сейчас все по-другому. Поэтому – да.
– Неужели за эти 5 лет скитаний с антрепризами по разным театрам вам не захотелось остаться в каком-то одном?
– Пока нет. Мне даже не хочется ходить на какую-то одну, постоянную работу. А если пригласят на единственную роль... Театр – это же узкий коллектив, сразу начнутся пересуды: чего ее взяли, у нас что, своих артистов нет?
В антрепризе всё честнее. Тебя позвали, ты думаешь – и либо соглашаешься, либо нет.
Она понимала Тодоровского
[:rsame:]
– В мае будет три года, как не стало Петра Тодоровского. Вспоминаете его?
– Все время. У меня с Петром Ефимовичем была до такой степени долгая жизнь в кино – четыре работы подряд! (С 1989 по 1998 год – «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». – Авт.). Это не просто так! Мы понимали друг друга с полуслова. Не надо было много времени тратить на объяснение задачи. И кино было совершенно другое. Это была пленка. Не то что сейчас: нужно 20 сцен снять в одну смену. Гонка, безумное количество дублей можно делать, потому что цифра. А тогда это было такое кропотливое, трогательное, нежное. У режиссеров не было мониторов, за которыми они теперь сидят где-то далеко и кричат артистам: «Мотор!» Петр Ефимович выходил реально с камерой. Я боковым зрением понимала, туда я играю или не туда.
– Как понимали?
– По своему состоянию, энергетике. Это была духовная связь.
[:image:]
– Он был жестким режиссером?
– Мог и накричать. Если что-то не получалось, он сильно расстраивался, как ребенок.
– Как вы общались после съемок?
– Если работали в Москве, то разъезжались по домам. А на съемках в других городах мы все жили в одной гостинице, и по вечерам он брал гитару, замечательно играл и пел.
– Кто-то еще из режиссеров оставил в вашей жизни такой же большой след?
– Такой же – нет. Потому что столько совместных работ у меня не было ни с кем. Но обо всех режиссерах, с которыми я работала, я могу сказать много прекрасного. Мне со всеми везло. Дебилов в моей жизни не было.
Она не читает «Википедию»
– Часто великих незаслуженно забывают. Вот на последнем «Золотом орле», накануне которого ушел Эльдар Рязанов, о нем даже не вспомнили. Михалкову вручили премию за вклад в мировой кинематограф, а о Рязанове – ни слова, как будто его и не было.
– Я эту церемонию не смотрела. У меня, кстати, есть один «Золотой орел». Правда, не могу понять, за что мне его дали (в 2005 году за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». – Авт.). Наверное, там существует какая-то политика.
[:image:]
Я вообще не понимаю политику всевозможных фестивальных движений и организаций. Как происходит выдвижение, кто выдвигает, кто и как выбирает фильмы... Кто, например, выдвигает наши картины на «Оскара»?
– Союз кинематографистов, который возглавляет Никита Михалков.
– Кто в этом союзе? Какие кинематографисты? Я не знаю.
– Да вы совсем выпали из тусовки!
– Там такая толпа... Чего толкаться?
– Вы и в политику никогда не стремились, потому что в Госдуме, по вашим словам, занимаются «не тем, чем надо». Например, борются с надуманной гей-пропагандой и курением...
[:rsame:]
– Я говорила только о курении.
– В «Википедии» написано, что говорили и о том, и о другом во время выступления на Дальнем Востоке в 2013 году.
– Что такое «Википедия»?
– Энциклопедия такая в интернете, где есть статьи обо всем на свете, в том числе о знаменитостях...
– Кто это пишет?
– Да такие же люди, как мы с вами. Находят информацию в разных открытых источниках и дают на нее ссылки.
– Теперь понятно.
[:image:]
– Вы вообще за новостями следите?
– Нет. У меня нет телевизора, я не читаю газеты, в интернет не хожу.
– Совсем оторваны от реальности!
– И очень хорошо.
– А вы, например, слышали о повышении пенсионного возраста?
– Да, артисты об этом говорили на репетиции. Значит, это настоящее. А все остальное меня не интересует.
– Были комичные ситуации, чтобы все знали о чем-то, а вы – нет?
[:rsame:]
– Да, свиной грипп. Я увидела людей в масках на улицах и спросила, в чем дело. Мне ответили, что ходит свиной грипп. Он, кстати, уже прошел?
– Да.
– Значит, я застала последние дни... Видите, моя профессия заставляет общаться с людьми, а я и знать не знала! Пришла в парикмахерскую, и мне наговорили и про грипп, и про таблетки, что их нет в аптеке, нужно срочно покупать, просить знакомых, чтобы из-за границы привезли. А выходит, что, пока я собиралась бить в набат, этот грипп уже и кончился.
– Вам интересно так жить, в отрыве?
– Мне не тяжело. Это у вас мозг пухнет от новостей. А у меня нет.
Она молчит о мечтах
– Много лет назад вы рассказывали Sobesednik.ru о сыне. Тогда ему было 9 лет, и вы говорили, что он хочет стать «палеонтологом и больше никем». Сейчас «мальчику» 23 года. Кем стал?
– Качком, бодибилдером. Хочет быть тренером.
[:image:]
– Как вы отнеслись к его выбору?
– Хорошо, потому что это здоровый образ жизни. Единственное, сказала ему, чтобы не принимал анаболики, стероиды.
– Сами спортом увлекаетесь?
– Нет, времени не хватает. Но хотела бы.
– А ведь все ваши желания, вы говорили, рано или поздно осуществляются.
– Потому что я по-настоящему мечтаю и об этом молчу. Языком не треплю.
/Звонок другу
Галина Волчек: Лена – одна из моих самых любимых актрис
– Я ее ни на один день не забывала за это время, – говорит руководитель театра «Современник». – Лену Яковлеву не просто очень люблю, ценю и вспоминаю – это одна из моих самых любимых актрис. Помню всё – от момента, как Лена поступала в театр и как я уже тогда восхищалась ее талантом.
[:image:]
Она пришла из ГИТИСа и читала монолог писателя Владимира Тендрякова. Помню до сих пор всю эмоцию, с этим связанную. И все роли, которые мы вместе сделали в «Современнике»... Это только подтверждает ее талант, ее актерскую смелость, решительность. Могу только самые лучшие слова говорить про Лену. В силу разных причин я ничьих антреприз, в том числе ее, не видела. Это пропущенная страница в моей жизни. Но видела все ее роли в кино и во время работы в театре, и после ухода из него. А то, что играла Лена в «Современнике», из моей памяти не уйдет никогда.
[:wsame:]