Елена Яковлева: У меня нет телевизора, я не читаю газеты, в интернет не хожу

Елена Яковлева рассказала Sobesednik.ru о работе с Тодоровским и призналась, что не знала о существовании «Википедии».

Фото: Елена Яковлева // Екатерина Цветкова / Global Look Press

Елена Яковлева рассказала Sobesednik.ru о работе с Тодоровским и призналась, что не знала о существовании «Википедии».

В первой части беседы Елена Яковлева рассказала нам, что думает о ситуации на Украине и поведала, как ее обманули на съемках сериала.

– У вас в «Современнике» было столько интересных, символичных ролей, почему вы ушли? Мы, конечно, догадываемся...

[:rsame:]

– Не знаю, о чем вы там догадываетесь, но про это я говорить не буду. Я про это все, что могла, сказала. А что сказать не могу, то не скажу. Это касается исключительно меня, и не нужно об этом громогласно кричать.

– А ведь это ваш второй уход из «Современника». Однажды вы уже возвращались. Может, снова вернетесь?

– Нет. Тогда обстоятельства были другие.

– А если руководство поменяется?

– Дело не в руководстве. Галина Борисовна Волчек – замечательный художественный руководитель, режиссер, с которым я столько лет проработала душа в душу. У нас были совершенно прекрасные спектакли. Но за такое время ушла романтика из наших отношений – и с ней, и с «Современником». Если в семейной жизни это можно терпеть, то в творчестве – нет. Честнее уйти и попробовать делать что-то другое. Скучно без романтических авантюр продолжать работать там, где ты в принципе сделал все, что мог.

[:image:]

– Вы рады этой появившейся свободе? Нашли, что искали?

– У меня сейчас все по-другому. Поэтому – да.

– Неужели за эти 5 лет скитаний с антрепризами по разным театрам вам не захотелось остаться в каком-то одном?

– Пока нет. Мне даже не хочется ходить на какую-то одну, постоянную работу. А если пригласят на единственную роль... Театр – это же узкий коллектив, сразу начнутся пересуды: чего ее взяли, у нас что, своих артистов нет?

В антрепризе всё честнее. Тебя позвали, ты думаешь – и либо соглашаешься, либо нет.

Она понимала Тодоровского

[:rsame:]

– В мае будет три года, как не стало Петра Тодоровского. Вспоминаете его?

– Все время. У меня с Петром Ефимовичем была до такой степени долгая жизнь в кино – четыре работы подряд! (С 1989 по 1998 год – «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». – Авт.). Это не просто так! Мы понимали друг друга с полуслова. Не надо было много времени тратить на объяснение задачи. И кино было совершенно другое. Это была пленка. Не то что сейчас: нужно 20 сцен снять в одну смену. Гонка, безумное количество дублей можно делать, потому что цифра. А тогда это было такое кропотливое, трогательное, нежное. У режиссеров не было мониторов, за которыми они теперь сидят где-то далеко и кричат артистам: «Мотор!» Петр Ефимович выходил реально с камерой. Я боковым зрением понимала, туда я играю или не туда.

– Как понимали?

– По своему состоянию, энергетике. Это была духовная связь.

[:image:]

– Он был жестким режиссером?

– Мог и накричать. Если что-то не получалось, он сильно расстраивался, как ребенок.

– Как вы общались после съемок?

– Если работали в Москве, то разъезжались по домам. А на съемках в других городах мы все жили в одной гостинице, и по вечерам он брал гитару, замечательно играл и пел.

– Кто-то еще из режиссеров оставил в вашей жизни такой же большой след?

– Такой же – нет. Потому что столько совместных работ у меня не было ни с кем. Но обо всех режиссерах, с которыми я работала, я могу сказать много прекрасного. Мне со всеми везло. Дебилов в моей жизни не было.

Она не читает «Википедию»

– Часто великих незаслуженно забывают. Вот на последнем «Золотом орле», накануне которого ушел Эльдар Рязанов, о нем даже не вспомнили. Михалкову вручили премию за вклад в мировой кинематограф, а о Рязанове – ни слова, как будто его и не было.

– Я эту церемонию не смотрела. У меня, кстати, есть один «Золотой орел». Правда, не могу понять, за что мне его дали (в 2005 году за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». – Авт.). Наверное, там существует какая-то политика.

[:image:]

Я вообще не понимаю политику всевозможных фестивальных движений и организаций. Как происходит выдвижение, кто выдвигает, кто и как выбирает фильмы... Кто, например, выдвигает наши картины на «Оскара»?

– Союз кинематографистов, который возглавляет Никита Михалков.

– Кто в этом союзе? Какие кинематографисты? Я не знаю.

– Да вы совсем выпали из тусовки!

– Там такая толпа... Чего толкаться?

– Вы и в политику никогда не стремились, потому что в Госдуме, по вашим словам, занимаются «не тем, чем надо». Например, борются с надуманной гей-пропагандой и курением...

[:rsame:]

– Я говорила только о курении.

– В «Википедии» написано, что говорили и о том, и о другом во время выступления на Дальнем Востоке в 2013 году.

– Что такое «Википедия»?

– Энциклопедия такая в интернете, где есть статьи обо всем на свете, в том числе о знаменитостях...

– Кто это пишет?

– Да такие же люди, как мы с вами. Находят информацию в разных открытых источниках и дают на нее ссылки.

– Теперь понятно.

[:image:]

– Вы вообще за новостями следите?

– Нет. У меня нет телевизора, я не читаю газеты, в интернет не хожу.

– Совсем оторваны от реальности!

– И очень хорошо.

– А вы, например, слышали о повышении пенсионного возраста?

– Да, артисты об этом говорили на репетиции. Значит, это настоящее. А все остальное меня не интересует.

– Были комичные ситуации, чтобы все знали о чем-то, а вы – нет?

[:rsame:]

– Да, свиной грипп. Я увидела людей в масках на улицах и спросила, в чем дело. Мне ответили, что ходит свиной грипп. Он, кстати, уже прошел?

– Да.

– Значит, я застала последние дни... Видите, моя профессия заставляет общаться с людьми, а я и знать не знала! Пришла в парикмахерскую, и мне наговорили и про грипп, и про таблетки, что их нет в аптеке, нужно срочно покупать, просить знакомых, чтобы из-за границы привезли. А выходит, что, пока я собиралась бить в набат, этот грипп уже и кончился.

– Вам интересно так жить, в отрыве?

– Мне не тяжело. Это у вас мозг пухнет от новостей. А у меня нет.

Она молчит о мечтах

– Много лет назад вы рассказывали Sobesednik.ru о сыне. Тогда ему было 9 лет, и вы говорили, что он хочет стать «палеонтологом и больше никем». Сейчас «мальчику» 23 года. Кем стал?

– Качком, бодибилдером. Хочет быть тренером.

[:image:]

– Как вы отнеслись к его выбору?

– Хорошо, потому что это здоровый образ жизни. Единственное, сказала ему, чтобы не принимал анаболики, стероиды.

– Сами спортом увлекаетесь?

– Нет, времени не хватает. Но хотела бы.

– А ведь все ваши желания, вы говорили, рано или поздно осуществляются.

– Потому что я по-настоящему мечтаю и об этом молчу. Языком не треплю.

/Звонок другу

Галина Волчек: Лена – одна из моих самых любимых актрис

– Я ее ни на один день не забывала за это время, – говорит руководитель театра «Современник». – Лену Яковлеву не просто очень люблю, ценю и вспоминаю – это одна из моих самых любимых актрис. Помню всё – от момента, как Лена поступала в театр и как я уже тогда восхищалась ее талантом.

[:image:]

Она пришла из ГИТИСа и читала монолог писателя Владимира Тендрякова. Помню до сих пор всю эмоцию, с этим связанную. И все роли, которые мы вместе сделали в «Современнике»... Это только подтверждает ее талант, ее актерскую смелость, решительность. Могу только самые лучшие слова говорить про Лену. В силу разных причин я ничьих антреприз, в том числе ее, не видела. Это пропущенная страница в моей жизни. Но видела все ее роли в кино и во время работы в театре, и после ухода из него. А то, что играла Лена в «Современнике», из моей памяти не уйдет никогда.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика