Новости дня

15 декабря, пятница





































14 декабря, четверг








Юрий Беляев: Культура в бескультурной стране так и будет пасынком

«Только звезды» №2-2016

Юрий Беляев // Global Look Press

Юрий Беляев рассказал Sobesednik.ru об отношении к бракам двух актеров и высказался о съемках в рекламе и плохом кино.

Заслуженный артист России Юрий Беляев снялся более чем в ста картинах, получил несколько престижных премий, а сейчас оказался за бортом... 68-летний актер не получает таких ролей, в которых мог бы раскрыть весь свой потенциал, а вынужден сниматься в сериалах, чтобы прокормить себя и свою семью. Звезда криминальной драмы «Учитель в законе» признается: «У меня часто бывают ситуации безденежья и порой возникают отчаянные мысли...» Мы поговорили с актером о современном искусстве и браке с актрисой Татьяной Абрамовой, которая младше его на 28 лет.

[:rsame:]

Юрий Викторович снялся во множестве известных картин: «Единожды солгав», «Сошедшие с небес», «Вор», «Алхимик», «Чужие здесь не ходят». Он блистал в картинах знаменитых режиссеров: Владимира Бортко, Евгения Матвеева, Павла Чухрая и многих других. Беляев оказался на новой волне славы после главной роли в сериале «Учитель в законе», который уже восемь лет пользуется успехом у зрителей НТВ.

– В сериал «Учитель в законе» меня позвал режиссер Александр Мохов. Сначала мы сняли четырехсерийную ленту о криминальном авторитете Богомолове с наклонностями к литературе, которые появились у него после того, как он сидел в одной камере с поэтом, – вводит в экскурс нетривиального сюжета заслуженный артист РФ. – Спустя полтора года руководство канала решило сделать продолжение. В начале сериала сына моего киногероя играл Денис Парамонов, ученик Олега Павловича Табакова. Этот мальчик поразил меня тем, что он был всегда наготове, а когда кто-то из взрослых артистов забывал текст, он с ходу ориентировался в сложившейся ситуации. Он хороший ведомый и отличный соавтор, мы с Моховым не могли на него нарадоваться.

«Единожды солгав» (1987) / kino-teatr.ru

Когда НТВ запускал съемки очередного продолжения, Табаков категорически не отпустил его даже к Мохову, Саша ведь тоже его ученик. Со временем и часть других актеров сменилась, режиссер тоже ушел с проекта. Я понимаю, что я должен благодарить НТВ за главную роль, но не всегда это получается. Качество сценариев в последнее время оставляет желать лучшего. Честно вам скажу: меня давно вычеркнули из киноактеров. Хороших ролей мало, приходится сниматься в сериалах, чтобы хоть как-то прокормить себя. Кино и телевидение похожи друг на друга, как китаец на негра, это принципиально разные вещи. Неужели Пушкин писал свои лучшие произведения, чтобы его экранизацию прерывали рекламными роликами? На мой взгляд, реклама – это способ зарабатывания денег и уничтожения мозгов зрителей, превращения их в потребителей.

Богомол из «Учителя в законе» к концу жизни решил скрыться от своего криминального прошлого... / kino-teatr.ru

– Вы так резки по отношению к рекламе, но ведь многие ваши именитые коллеги не гнушаются там сниматься: Наталья Крачковская, Ивар Калныньш, Валентин Гафт. Осуждаете их?

– Последнее время приучаю себя не высказываться плохо о коллегах. Осуждать за это не могу, так как сам часто оказываюсь в ситуации безденежья и у меня порой возникают отчаянные мысли, но пока их ни разу не реализовывал.

– Выходит, жалеете, что выбрали актерскую профессию?

– Раньше очень часто думал о смене вида деятельности, но потом понял, что, кроме актерства, я ничего не умею, это печально. Вообще, к своим 68 годам не могу себя считать специалистом ни в одной сфере, актер – это профессиональный дилетант, что очень и очень печально... Выбрал эту профессию, что греха таить, из желания популярности и думаю, что я в этом не одинок. Абсолютно безответственный подход! Как-то в разговоре со своим сыном допустил, что мог бы стать историком-писателем, как Мастер из романа Булгакова. Однако всеми силами старался бы не допустить преступления, которое он совершил, но об этом говорить трудно, я все же скорее слабый, нежели сильный человек. Вероятно, мог бы так же струсить, как и Мастер.

– Раньше, судя по вашей биографии, вы не гнушались никакой работой: были и дворником, и грузчиком.

– Всякое в жизни бывало. Вот мы с вами разговариваем сейчас, мне на глаза попался дворник, и сразу могу сказать: он не профессионал. Я понимаю, что метла жесткая – это не рабочий инструмент, она должна быть размочена; мести против ветра – это, простите, все равно что писать против ветра. Вот они все этим и занимаются.

«Слуга» (1988) / kino-teatr.ru

– Однако в профессии вы все же состоялись. В числе наград и Государственная премия СССР за фильм «Слуга», и премия Службы внешней разведки РФ за главную роль в картине «Правительство США против Рудольфа Абеля». Да и звание у вас – заслуженный артист. О такой карьере многие и мечтать не могут, а вы недовольны...

– Да, были награды, но это все в прошлом. Сейчас я вынужден сниматься в сериалах порой с, мягко говоря, не очень хорошими сценариями, потому что, простите​, кушать тоже хочется. Я ведь даже нормального жилья не имею. За все годы скопил только на крохотную однушку в Москве, где мы всей семьей жить не можем. По-этому мы с Таней (актрисой Абрамовой. – Авт.) и ее детьми вынуждены снимать просторную квартиру, чтобы у каждого было хоть немного личного пространства.

С Денисом Парамоновым в сериале «Учитель в законе» / kino-teatr.ru

– Вы так ругаете качество современных сериалов, неужели все так плохо? Ведь люди смотрят вас по телевизору и любят ваши роли.

– Мы, как всегда, отстали навсегда. Посмотрите, как американцы снимают и как мы! Культура в бескультурной стране так и будет жить, как пасынок, от которого проще избавиться, чем довести его до ума, это же хлопотно. Мы сейчас все деньги тратим на оборону страны, чтобы защищаться непонятно от кого. Современные сериалы снимаем по остаточному принципу, сделав из искусства бизнес.

– А к себе вы так же критичны? Вот, например, когда по телевизору смотрите фильмы со своим участием, какие мысли?

– Для меня такие просмотры точно не в удовольствие. Я не склонен к самолюбованию и если смотрю свои картины, то только в качестве контроля за тем, что получилось в итоге, – это как домашняя работа.

«Вор» (1997) / kino-teatr.ru

– Если бы вас позвали в Америку на ПМЖ, по-ехали бы туда? С условием центральных ролей в так блестяще, по вашим словам, снятых картинах.

– Помните старый анекдот: «Василий Иванович, языков не знаю!» Тот же Саша Балуев в одном из своих интервью сказал, что принципиально не будет работать в Голливуде, так как российские актеры там нужны, чтобы изображать очередного русского подонка – это стыдно. Есть, конечно, те, кому удается там играть то, за что не стыдно. Знаю только двух таких артистов: Володя Машков, в его варианте актерство – это профессия, а в моем – хрень собачья, второй человек – Ингеборга Дапкунайте, мне как зрителю чрезвычайно интересны ее работы в кино. Я никогда не работал с иностранными режиссерами, не знаю никаких языков, поэтому у меня шансов на Голливуд нет!

– А в России люди часто к вам подходят на улице? Градус вашей популярности, что бы ни говорили, возрос именно после «Учителя в законе».

– Странно, что, встречая меня на улице, люди упоминают фильмы, снятые 20 или 30 лет назад. Я даже не знаю, где они их смотрят. Когда подходят и начинают что-то говорить, чувствую себя неловко. Легко могу без этого обойтись, и мне будет гораздо комфортнее так жить. Это не значит, что запрещаю прохожим обращаться ко мне. Другой вопрос, что меня часто путают с Сашей Балуевым, раньше принимали за Бориса Химичева. Называют неизвестными мне именами и настойчиво предлагают отвечать за те фильмы, в которых никогда не снимался.

– Сейчас вы задействованы в каком-то проекте?

– Да, есть небольшая роль, там всего шесть съемочных дней. Говорить об этом проекте не могу, это все-таки прерогатива продюсеров. К подобным съемкам отношусь скорее как к тренажерному залу, они нужны, чтобы не потерять форму. Я уже давно пенсионер, моя пенсия гораздо меньше, чем то, что плачу государству в виде налогов за свое существование. Поэтому единственный способ дохода – съемки в многосерийных лентах, других источников нет. При этом понимаю, что, снимаясь в сериалах, занимаюсь самоуничтожением.

Татьяна Абрамова и Юрий Беляев / Nataliy Bantle

– Знаю, что в личной жизни, как и в профессии, складывалось все негладко. У вас было два развода – в чем причина неудавшихся союзов?

– Их много, вдаваться не буду, но уходил не я, а меня просили удалиться. Как бы то ни было, своим детям всегда старался помочь. От первого брака у меня сын и дочь. Лене сейчас 35 лет, она окончила МГУ и получила диплом специалиста по организации выставок, работает в рекламной компании. Два года назад я стал дедушкой, у нее родился Егор. Сын Лёша окончил институт по специальности «фотожурналист», но трудится он в одной иностранной фирме, ему 28 лет, он женат, живет отдельно, как и все мои дети, в своем мире. У Алексея есть удивительная способность – никогда и ни на что не жаловаться, что меня порой очень поражает. От второго брака сын Александр, ему 17 лет, он учится на историческом факультете МГУ. Я горжусь всеми успехами своих детей.

Юрий Беляев и Татьяна Абрамова с сыном / Анатолий Ломохов / Global Look Press

– В мае 2014 года вся страна обсуждала вашу свадьбу с актрисой Татьяной Абрамовой. При этом ни ваши поклонники, ни журналисты не знали об этом событии, которое было окутано некой завесой тайны...

– Специально скрыть от всех этот факт – такой цели не ставили. Расписались мы в Санкт-Петербурге в мае 2014 года в перерывах между съемками. Так совпали наши графики. У нас просто не было другой возможности, тогда было очень много работы. Позже, после росписи, мы венчались в подмосковном храме.

– Хочу заметить, что в одном из своих интервью вы подчеркивали, что две бывшие супруги не из актерской среды и вы с особой осторожностью относитесь к бракам двух актеров. Сейчас взгляды изменились?

– Нет! Продолжаю очень настороженно относиться к союзам двух актеров или актера и режиссера. На мой взгляд, это перебор, должен быть в семье хоть один нормальный человек.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания