Татьяна Догилева: Мы с дочерью прожили два страшных года

Актриса и режиссер рассказала нашему изданию о том, как она стала актрисой, почему не сложилась ее цирковая карьера и как она чуть не потеряла свою единственную дочь

Фото: Татьяна Догилева // Геннадий Усоев / Global Look Press

В интервью Sobesednik.ru актриса Татьяна Догилева рассказала, как стала актрисой и почему ее дочь едва не погибла.

27 февраля народной артистке Татьяне Догилевой исполнилось 59 лет. В этот день корреспондент Sobesednik.ru дозвонился до актрисы. И хотя разговаривать с журналистами на личные темы звезда кинофильма «Блондинка за углом» не очень любит, все же нашему изданию режиссер рассказала о том, как она стала актрисой, почему не сложилась ее цирковая карьера и как она чуть не потеряла свою единственную дочь. По словам Татьяны Анатольевны, вероятно, ее Катю сам Бог пожалел и не дал ей умереть.

Как выяснилось, свои дни рождения Татьяна Анатольевна не очень любит. Ведь в этот день от именинника ждут радости, улыбок и хорошего настроения. А это, по словам артистки, далеко не всегда получается.

[:image:]

– Поэтому остается чувство невыполненного долга. Конечно, были в моей жизни и шумные дни рождения. Раньше я любила собирать большие сборища. Но теперь обхожусь одной-двумя подругами. С утра мне уже позвонила моя дочь Катя (последние три года девушка живет за границей), мы с ней поболтали по скайпу. Она мне сказала много хороших слов, но для меня лучшим подарком было то, что у нее хорошее настроение. Я очень ее чувствую, несмотря на то, что нас разделяет такое расстояние. Сейчас она живет в Америке. Мои близкие друзья меня никогда не забывают. Но на самом деле для меня все праздничные дни достаточно проблемные, и связано это как раз таки с установкой, что в этот день ты обязательно должен быть счастлив, – смеется Татьяна Анатольевна. – А я люблю более безответственные дни.

Впервые на сцене театра Татьяну Догилеву зритель увидел в 1978 году. Сразу после окончания ГИТИСа молодой артистке дали главную роль в спектакле «Жестокие игры». Тогда же о девушке заговорили как о талантливой актрисе. А ведь родилась Татьяна Анатольевна в семье, далекой от искусства. По словам народной артистки, ее родители были приезжими провинциалами.

[:image:]

– Выросла я на окраине Москвы вдалеке от всяких театров. Но школа была хорошая, театральные культ-походы для нас не были редкостью. Я помню, на меня производили большое впечатление эти действия на сцене, которые целиком меня захватывали. Особенно мне запомнился спектакль «Питер Пен». До слез – так их было там всех жалко.

Однако в самом начале, будучи еще совсем юной – ученицей начальной школы, – маленькая Таня мечтала работать в цирке. И для этого, к слову сказать, у нее были все данные.

– Я была активной девочкой. А тогда при школе были кружки разные. Я занималась хореографией, где проявляла чудеса гибкости, – рассказывает Догилева. – В школе нам ее преподавали до четвертого класса, а дальше надо было поступать либо в цирковое, либо в хорео-графическое. Я пошла в цирковое. И даже дошла до последнего – третьего – тура. Но меня в итоге не взяли.

[:image:]

Члены комиссии вынесли тогда будущей актрисе вердикт – несценическая внешность, что очень больно ударило по самооценке маленькой девочки.

– Я рыдала месяца два, считала, что жизнь моя кончена. Настолько была сильна мечта стать циркачкой и летать где-то там под куполом цирка, – вспоминает уже с улыбкой Татьяна Анатольевна. – А потом решила поступить в секцию художественной гимнастики при «Крыльях Советов». Выбрана была эта секция потому, что там был большой конкурс. Мне надо было доказать себе, что я могу быть лучше других. Ведь в спортивную гимнастику меня брали благодаря моей гибкости вне конкурса и сразу в сильную группу. Но мне не нравилось, что все так легко дается, поэтому пошла туда, куда сложнее пройти. И прошла. Занималась несколько лет, даже второй разряд получила.

[:image:]

Но все же театр манил. Через какое-то время Татьяна Догилева попала в студию юного актера при Центральном телевидении.

– Это был сказочный мир закулисья телевидения. Я видела живьем телеведущих, артистов. Все это вызывало трепет и восторг. Но вообще, мне кажется, тогда я была лишь одной из многих девочек, которые желали непонятной профессии актрисы. Просто я больше других этим занималась, умела хорошо читать стихи и в итоге стала штурмовать двери театральных вузов. Во МХАТ меня не приняли, а в ГИТИС я поступила.

Выбору будущей актрисы родители Догилевой не противились.

– Они были людьми маленького образования, приехавшие из провинции в Москву, поэтому у них была идея фикс только одна: чтобы у меня было высшее образование. Это им казалось обязательным, – поясняет артистка. – Ну и плюс я всегда была отличницей, что их несомненно радовало. Когда я поступила в ГИТИС, мама была страшно горда тем, что я пошла в артистки. И даже собрала соседей по этому поводу. А папа оказался этим фактом не очень доволен, сказал: «Зачем ты туда пошла? Ты такая умная, тебя бы везде взяли!» Ну а дальше я их особо не подпускала к своей карьере, никогда не делилась с ними своими проблемами по учебе или в работе. И когда мама спрашивала меня, а я отказывалась отвечать, она жалобно так произносила: «Ты хоть одно скажи: тебя там не ругают?» Ну маме было не понять, что такое театр и что там в принципе все время ругают.

[:image:]

По окончании учебы Татьяна Анатольевна пришла работать в Театр Ленинского комсомола. Но в 1985 году она решила перейти в Театр имени Ермоловой. В то время туда как раз пришел новый главный режиссер Валерий Фокин.

– Я играла в очень успешных спектаклях, и все вроде бы было хорошо, но в 90-х у театра дела пошли плохо, Фокин ушел. А я долгое время была задействована лишь в одной постановке – «Наш Декамерон».

К тому времени Татьяне Догилевой было уже 36 лет. В карьере началось затишье, и она решила серьезно пересмотреть свою личную жизнь. Кстати, от отсутствия мужского внимания она не страдала. Еще в институте начинающая актриса закрутила роман с Юрием Стояновым. Но так как, по словам артистки, эти отношения мешали ее учебе, она поставила точку. И ушла. Позже, все еще будучи студенткой, она вышла замуж за осветителя Александра, с которым познакомилась на съемках фильма «Безбилетная пассажирка». Правда, их брак продлился недолго – лишь три месяца. А в более серьезные отношения она вступила через 12 лет. Ее вторым супругом стал сатирик Михаил Мишин. С ним она прожила 18 лет. От него же и родила свою единственную дочь Екатерину. Как признается сама Татьяна Анатольевна, детей она никогда особо не хотела. Но надлом в актерской профессии заставил ее пересмотреть этот вопрос. Так, в декабре 1994 года Догилева стала мамой. За этим последовал весьма долгий перерыв в карьере.

[:image:]

– После рождения Кати я перестала играть в «Нашем Декамероне». Во-первых, он мне уже не по возрасту казался, во-вторых, на мой взгляд, был устаревшим. Долгое время я сидела на половине оклада в театре. Но думаю, мои семь тысяч в месяц не разорили его, учитывая мои предыдущие заслуги. Ведь все мои спектакли до этого были востребованы, – смеется Догилева. – Да, на сцену я не выходила, хоть и была в труппе, но надо сказать, что мне и не предлагали ничего. У меня были попытки поставить свой спектакль – выступить в качестве режиссера, но руководство театра эту идею не одобрило. А когда туда пришел новый художественный руководитель, меня попросили написать заявление об уходе, что я и сделала.

Так Татьяне пришлось осваивать несколько новых ролей: роль мамы и роль режиссера. Как призналась актриса, с самого начала своей карьеры она мечтала быть режиссером. И такая возможность у нее появилась. Ее первой работой стал антрепризный спектакль «Лунный свет, медовый месяц». Но критики тогда эту работу не посчитали удачной.

– Ну все сочли своим долгом написать: «Какой ужас!» Писали, что я не режиссер, и всякие другие плохие слова, которые я до сих пор помню.

[:image:]

– Но я слышала, что вы не только плохие слова помните, но и всех тех, кто их писал?

– Да, всех! Поименно, – хохочет Татьяна Анатольевна. – Это настолько был болезненный удар, что у меня случился нервный срыв. А потом я просто перестала их читать. Сейчас я понимаю, что во многом они были не правы. Ведь этот спектакль был востребован и прожил 20 лет. Правда, он видоизменился, конечно. Не буду врать, я сделала очень много ошибок тогда по неопытности и глупости.

После этого начинающий режиссер поставила еще несколько спектаклей и даже фильм. Сейчас Татьяна Анатольевна затрудняется ответить, кого же в ней больше: режиссера или актрисы.

– В спектаклях, которые я ставила, уже давно не играю сама, так как возраст не позволяет играть эти роли так, чтобы не вызывать при этом жалость, – весело рассказывает Догилева. – Потом была какая-то усталость, недоверие к сегодняшнему дню. Наступило совершенно новое время. Сначала мне думалось, что я не хочу вписываться в новую реальность, что могу отдыхать. Но теперь у меня другие мысли: подумываю о том, как мне вновь найти место под солнцем. Я иду на эксперименты. Вот пошла, например, репетировать в Театр. doc в абсурдистскую пьесу «Мама».

[:image:]

А тем временем у Татьяны Анатольевны подросла дочь Екатерина. Ей 21 год. Она отучилась в американской актерской школе. И сейчас пытается пробить себе дорогу, как и другие начинающие артистки.

– После окончания школы мы отправили ее в Лондон, - рассказывает Догилева. - Это был такой эксперимент, затеянный Катиным отцом. В то время я не была уверена, что ее желание стать актрисой серьезное – она была похожа на девочку, которая не очень понимает, что значит жить этой профессией. Поэтому было решено отправить ее в Лондон на год на предварительные курсы для поступления в театральный. Я исходила из того, что если она и не станет актрисой, то хоть знание английского не потеряет, а, наоборот, только улучшит. В итоге в английские театральные школы она не поступила, но ей предложили место в американской. Мы были очень рады за нее. Школы, конечно, разные: российские и американские. Мне было интересно слушать то, что она рассказывает о том, как проходят их занятия.

Завершив двухлетнее обучение, Катя активно ходит на кастинги и ищет себе применение.

– Сейчас я задействована в двух проектах: репетирую новую пьесу Stella, в которой буду играть главную роль, и в кинопроекте, основанном на одной известной компьютерной игре, – делится Екатерина.

[:image:]

Татьяна Догилева ездила на окончание школы к дочери и во время дипломного спектакля по достоинству оценила талант Кати:

– Я ее похвалила. Безусловно, у нее еще есть недостатки какие-то, но, если бы у нее не было способностей, я бы не стала поддерживать ее в стремлении быть актрисой, а, наоборот, отговаривала бы.

Однако еще каких-то 8 лет назад в этой семье все было не так безоблачно. В их дом пришла беда: подростковое увлечение собственной внешностью чуть не обернулось настоящей катастрофой. Анорексия. В 13 лет Катя решила немного сбросить вес, но остановиться вовремя не смогла. И уже через два года ее вес не превышал 40 килограммов.

– Вы знаете, я не смогла помочь своей дочери. Все мои попытки разбивались обо что-то злобное и непонятное, – до сих пор находясь в какой-то растерянности, рассказывает Татьяна Догилева о тех временах. – Анорексия – это психическое заболевание. И здесь могут помочь только специалисты. Мы прожили 2 страшных года. И сделать я ничего не могла. А уж поверьте, я перепробовала все. И теперь я ненавижу, когда на ток-шоу или просто в диалогах начинают нападать на родителей заболевших детей с криками: «Как вы могли это допустить?» Поверьте, в нашей семье царили любовь и взаимопонимание. И когда мы поняли, что пришла беда, и я, и ее папа старались делать все, но это было бесполезно. Она нас не слушала. Мне кажется, тут нас просто Бог пожалел. Я сегодня с ужасом думаю о том, что есть девочки, которые не смогли спастись, и сегодня их родители только слезы льют.

[:image:]

Потому что отчаяние наше было страшным. И она дошла до страшного состояния. Но как-то так случилось, что она сама обратилась за помощью к папе. Она попросила его отправить ее в больницу. То есть она тоже поняла, что дела совсем плохи. Потому что отказывалась вообще от всего: психологов, больниц, диетологов. Она всех воспринимала как врагов. И вот она совершила такой поступок.

Долгое время Катя старалась не говорить на эту тему. Слишком тяжело ей давались воспоминания. И даже фотографии тех времен она постаралась выкинуть. Остались лишь некоторые.

– Не потому, что стеснялась, просто не видела смысла. Теперь мне кажется, что чем больше говорить об этом, тем лучше – если кому-то моя история поможет, то я буду счастлива, – признается девушка.

В 13 лет девочка, весившая 65 килограммов, пришла к решению, что ей пора похудеть. Ее первоначальная цель была весьма безобидной – скинуть 5 килограммов. Однажды в интернете она наткнулась на группу, посвященную моделям и анорексичной худобе. Катя решила вступить в нее.

[:image:]

– В то время я как раз попробовала свою первую диету. И уже успела скинуть пару килограммов. Выложила свои фото в альбом «до и после». Реакция участников стала для меня шоком, – вспоминает Екатерина. – Совершенно незнакомые мне люди комментировали мой внешний вид далеко не самым приятным образом… Было ужасно обидно, просто до слез. Я удалила фото и в скором времени решила целенаправленно худеть. Все начиналось постепенно, со здоровых диет и адекватных целей: со своих 65 кг я хотела дойти до 60, потом до 58… Я нравилась себе и окружающим все больше и больше, это для меня было в новинку, остановиться становилось все сложнее. После 54 кг я решила дойти до круглых 50 и остановиться. Наверное, тогда родители стали понимать, что что-то не так.

Катя стала есть все меньше. По воспоминаниям Татьяны Догилевой, за целый день ее дочь могла съесть одно яблоко и выпить кофе без сахара.

– У меня появилась слабость, я жила на сахарозаменителях и обезжиренных йогуртах. Вес уходил все сложнее, и, когда я дошла до 45 кг, он практически встал, – продолжает девушка. – Я могла не есть по несколько дней, хотя родители умоляли меня пожалеть себя и съесть хоть что-нибудь. Я слышала их, понимала, что они хотят как лучше, но ничего поделать не могла. Я выбрасывала приготовленные мамой завтраки, если она уходила с кухни, говорила, что все съела, шла на всевозможные хитрости… Когда вес встал около цифры 40, организм решил, что всё, хватит. У меня начались приступы булимии, я стремительно набирала вес и ничего не могла с собой поделать. Поверьте, это страшно, когда тебя не слушается твое же собственное тело. Я была в жесточайшей депрессии, ненавидела себя, все потеряло смысл. Вся моя жизнь развивалась вокруг еды, и выхода из замкнутого круга не было. Тогда я поняла, что больше не могу так, что схожу с ума, и попросила родителей отвезти меня к врачу. Раньше я и слышать не хотела о врачах, видела в них врагов, желающих раскормить меня… Теперь же я хотела одного – избавиться от зависимости. Я пролежала в больнице около месяца, и да, мне это помогло. Не столько терапия или процедуры, сколько смена обстановки и режима.

– Потом Катя сама все анализировала. Эти интернет-группы схожи с сектами. Девочки друг друга зомбируют, – уверена Татьяна Анатольевна. – Тогда я и не понимала, какую опасность может представлять интернет. Я же человек докомпьютерной эпохи. Да и родители меня всегда учили, что читать чужие письма нельзя. Но теперь мне так не кажется – можно, лишь бы твой ребенок не попал в беду.

[:image:]

Сегодня в семье Догилевых все наладилось. Катя – начинающая и весьма симпатичная актриса. И уже вовсю пробует себя на американских театральных сценах. Но ее мама все же надеется, что к лету дочь вернется домой. А где именно начинать свою карьеру на серьезном уровне, для Екатерины не так важно, лишь бы предложения были интересными.

/Кстати

Сценарий к фильму «Интердевочка» был написан специально для Догилевой и назывался «Фрекен Танька». Свое согласие на съемки Татьяна Анатольевна дала. Однако режиссер картины в главной роли увидел другую актрису.

[:image:]

В 2000 году Догилева решилась на круговую подтяжку лица. Она одна из немногих, кто говорит об этом свободно: «А как это можно скрыть, если все видно? Сейчас, на мой взгляд, нет ни одной актрисы, кто не делал бы что-либо со своим лицом. С тех пор я к таким кардинальным мерам не прибегала. Сейчас пока пытаюсь похудеть. А там видно будет, может, и решусь на что-нибудь. А может, останусь возрастной артисткой. Таких нынче мало, потому что все страшно борются за молодость».

Татьяну Анатольевну можно часто увидеть в районе, где она живет, гуляющей со своей собакой: «Меня узнают, у нас прекрасные отношения с другими собачниками. Они уже привыкли ко мне, как к части местного пейзажа». От людей она не прячется. И лишь спускаясь в метро, надевает черные очки и платочек.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика