Друг легенды советского кино: После убийства сына хотели расправиться и с ней

Друг актрисы Тамары Макаровой рассказал Sobesednik.ru о ее семейных трагедиях и о том, что с ней было перед смертью

Фото: Тамара Макарова // Archive Sovexportfilm / Global Look Press

Друг актрисы Тамары Макаровой рассказал Sobesednik.ru о ее семейных трагедиях и о том, что с ней было перед смертью.

80 лет назад, 4 марта, на экраны вышел художественный фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых», главную роль в картине сыграла его жена Тамара Макарова. Эта кинолента принесла ей бешеную популярность, ее даже стали называть первой леди советского кинематографа. Близкий друг актрисы, 83-летний бывший слесарь Николай Ларин рассказал о полувековой дружбе с артисткой, трагических событиях в ее жизни и последних днях.

Николай Яковлевич из простой семьи, всю жизнь работал слесарем, жил с матерью и братом в крохотной комнатушке в подвале. Парню удалось не только познакомиться со многими советскими и зарубежными актерами, но и подружиться с ними. С народной артисткой СССР Тамарой Макаровой он дружил 50 лет и был с нею рядом до последнего дня ее жизни.

[:image:]

– Вообще меня подбил на знакомство с Макаровой мой приятель, с которым мы жили в одном дворе. В то время вышел фильм «Семеро смелых», где снялись Тамара Федоровна и Петр Мартынович Алейников. Мне эти актеры очень нравились. Всегда было интересно – какие артисты в жизни. Приятель сказал, мол, чего страдаешь, узнай, где живет Макарова, и сходи к ней за автографом. Мы обратились в справочную службу, нам сказали улицу, номер дома. Перед тем как к ней идти, я зашел в парк и нарвал черемухи, так как цветы в то время были очень дорогими. Наверное, раза три к ней приходил, но дома Макаровой не оказывалось, поэтому просил ее домработницу передать ей букет «от Коли». Однажды я ее застал: в очередной раз принес черемуху, а она в это время приехала домой на обед.

[:image:]

Когда я увидел Тамару Федоровну, то обомлел от ее красоты: у нее была высокая прическа, шерстяное зеленое платье. Она спросила меня с порога: «Ты Коля?», я от неожиданности молчал, она продолжила: «Времени мало, мой руки и садись за стол, поговорим за обедом». Я замялся, но согласился. Когда зашел в обеденную комнату, то поразился роскоши. Все стали есть, а я исподтишка наблюдал, как нужно брать столовые приборы, но выходило смешно. Я парень из рабочей семьи, роскоши никогда не видел, тем более столового этикета никогда не знал. Вдруг Тамара Федоровна сказала, что у нее очень много фотографий и их нужно рассортировать, а ей некогда этим заниматься. И тут я сообразил: «Я вам с удовольствием помогу!» Четыре года я занимался созданием семейного архива Герасимова и Макаровой. Так наши отношения стали практически родственными.

Тамара Федоровна и Сергей Аполлинариевич были вместе 59 лет. Смерть супруга стала для актрисы сильнейшим ударом.

[:image:]

– Когда я отдыхал в Пицунде, шел на пляж, то встретил Сергея Аполлинариевича. Я видел, что ему уже не очень хорошо. Мы сели на скамейку, и он меня буквально огорошил тем, что назвал «братом». Я спросил, как он себя чувствует, его ответ напугал меня: «Плохи у меня дела. Снаряды ложатся все ближе и ближе». Герасимов это очень вкрадчиво произнес, словно предчувствуя свой скорый уход. Как будто он говорил о смерти, которая в него целилась. В ноябре 1985-го в возрасте 79 лет он умер после операции на сердце в больнице. Из-за плохого самочувствия врачи запретили Тамаре идти на похороны мужа. Но она все равно пришла проститься с ним, еле держась на ногах, подошла к автобусу с телом любимого, помахала ему в окошко...

Через десять лет после смерти Сергея Аполлинариевича трагически погиб их приемный сын Артур.

– Своих детей у них не было. Все как-то было им не до того.

[:image:]

Артур – сын сестры Тамары Макаровой Людмилы. Сотрудники НКВД арестовали отца мальчика Адольфа, так как он был немцем, Людмилу хотели отправить в ссылку, как жену «врага народа», а сына отдать в детский дом. Это все творилось во время сталинских репрессий. Тогда Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна усыновили мальчика. Он стал носить отчество приемного отца. Артур стал писателем, вел богемный образ жизни. Дружил со многими творческими людьми, в том числе с Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким, Василием Шукшиным, который пригласил его в «Калину красную» на роль вора в законе. Потом женился на тезке своей мамы Людмиле. Отношения их были достаточно холодные, детей у них не было, сложно сказать, что вообще их держало вместе.

[:image:]

Артур был достаточно влюбчивым и не смог устоять перед красавицей-актрисой Жанной Прохоренко, в глаза которой влюбился с первого взгляда. Актриса развелась с мужем, режиссером Евгением Васильевым, от которого имела дочь, и стала жить в гражданском браке с Артуром. Людмила особо не настаивала на разводе, так как жила на деньги мужа, и ее устраивало, что, находясь официально в браке с ней, муж фактически живет с другой. После перестройки Артур занимался бизнесом по производству специальных гвоздей с серебряными шляпками для реставрации редкой антикварной мебели. Еще он был заядлым охотником, и у него имелась уникальная коллекция редкого оружия.

[:image:]

3 октября 1995 года Артура Сергеевича убили. Известно, что с утра он должен был поехать в свою фирму. Когда водитель Артура поднялся к нему в квартиру, дверь никто не открыл. Тогда он отправился в соседний дом, где жила дочь Жанны Прохоренко, которая в этот момент находилась в деревне под Псковом. У нее были ключи от квартиры мамы. Когда они открыли дверь, то увидели Артура, лежащего на полу со связанными руками, его убили ударом ножа в сердце. Коллекцию оружия преступники вынесли и вскрыли потайной сейф. Расследование дела об убийстве Артура Макарова длилось несколько лет с перерывами, в итоге дело почему-то закрыли, так и не найдя виновных.

– Смерть Артура стала для Тамары Федоровны страшным ударом. Это ее сильно подкосило, – продолжает Ларин. – Знаете, после кончины Артура в ее квартире постоянно раздавались звонки, якобы он кому-то должен деньги, ей говорили, что если она их не вернет, то с ней тоже могут расправиться. Тамара Федоровна написала заявление в милицию, но никого не нашли. Может, какие-то долги были у него... У них же были две квартиры в доме на одной площадке. У Герасимовых четырехкомнатная, а в двухкомнатной жила сестра Макаровой с сыном Артуром и дочерью Эммой. Квартиры решили соединить между собой, чтобы жить всем вместе. Однажды у меня были гости, и в квартире раздался звонок. Это была Тамара Федоровна: «Николаша, ты не мог бы ко мне приехать?! Очень нужно».

[:image:]

Я сказал, что у меня гости. А она: «Тогда я сейчас возьму стул, сяду в прихожей и буду тебя ждать». Я все бросил и примчался. Меня поразило то, что дверь, которая соединяла две квартиры, была замурована. Оказывается, Артур переехал жить на дачу, а из двухкомнатной квартиры хотел сделать офис. И чтобы Тамару Федоровну не волновать, они заложили кирпичами дверь, которая соединяла квартиры. Не мог понять, почему Артур не живет с матерью. Она старалась не говорить на эту тему, но однажды обмолвилась: «Они живут на даче, у них две собаки...» Я недоумевал: «Им что, собаки дороже, чем вы?!» Тамара Федоровна предложила пожить у нее, пока не найдется домработница. Я убирал квартиру, готовил ее любимые оладьи, потом она все-таки нашла домработницу. Несмотря на то, что вокруг нее были друзья, знакомые, ей все равно было одиноко без Сергея Герасимова, которого она безумно любила, ведь они всегда были вместе – и на работе, и дома.

Тамара Макарова пережила сына всего лишь на два года, в 1997 году ее не стало.

[:image:]

– Она чувствовала себе все хуже и хуже. Я ее уговаривал лечь в больницу, она ни в какую – боялась там умереть, была напугана смертью Герасимова, так как он умер именно в больнице. Людмила (законная супруга Артура. – Авт.) часто приходила к Тамаре Федоровне, навещала ее. Когда мы звонили Макаровой, то Людмила постоянно не звала ее к телефону, мол, актриса не может говорить. Я разозлился. Купил ее любимые сиреневые гвоздики и пришел к ней. Макарова лежала с закрытыми глазами, еле-еле дыша.

[:image:]

Я испугался, увидев ее абсолютно беспомощной. Домработница сказала ей: «Тамара Федоровна, посмотрите, кто к вам пришел!» Она открыла глаза, произнесла мое имя и отключилась. Тут я понял, что самого страшного не миновать. Через неделю я позвонил ей, но трубку снова не передали. Я не находил себе места и снова отправился к ней. Когда подошел к двери, то увидел носилки... Мне вмиг стало нехорошо, ноги чуть не подкосились, – вспоминает Николай Яковлевич. – Санитары выносили Макарову на простыне. Они попросили меня подержать двери. Так мы с ней, можно сказать, простились.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика