Вячеслав Малежик: Не страдаю от забвения – шоу-бизнес сожрал сам себя
В интервью Sobesednik.ru Вячеслав Малежик раскритиковал современную музыку, гламурные тусовки и вкусы молодежи.
В интервью Sobesednik.ru Вячеслав Малежик раскритиковал современную музыку, гламурные тусовки и вкусы молодежи.
17 февраля композитор и исполнитель хитов «Провинциалка», «Наташка», «Недавно и давно» отметил 69-летие. В преддверии этой даты поговорили с заслуженным артистом РФ о том, из-за чего его песни оказались не в формате современных радиостанций, почему он не причисляет себя к нынешней эстраде и по какой причине заключенные отказались аплодировать на его концерте.
Наш разговор с Вячеславом Ефимовичем начался весьма позитивно, но кто знал, что за интервью придется побороться. Сам артист после вопросов про день рождения спросил: «Вы вообще знаете, как интервью нужно брать?» Меня, конечно, слегка привело в ступор такое поведение артиста. Малежик сказал: «Меня нужно сначала разозлить» – чтобы пробудить в нем интерес к разговору, что я, собственно, и попыталась сделать.
Многие знакомы с творчеством Вячеслава Ефимовича, он выпустил около тридцати альбомов, в которых десятки хитов. В последние 10 лет его песни не ставят на радио, о нем не снимают сюжетов на телевидении, а поисковая строка Google и вовсе выдает, что певец умер.
– Думаю, что радио и ТВ – не единственный инструмент, где меня при желании можно услышать. Чтобы вспомнить, кто такой Малежик, можно открыть интернет, где полно моих песен. Люди старого поколения могут купить диски. И не стоит забывать о том, что есть еще такая штука, как память, – иронично подчеркнул музыкант. – Если говорить про радио и телевидение, то это у музыкальных редакторов надо спросить, почему меня нет. Я приносил новые песни, но они оказывались, как сейчас модно говорить, не в формате. За ротацию артисты платят деньги, а я не хочу это делать. Однажды пришел к музыкальному редактору радиостанции с альбомом «Французский роман». Она прослушала всё – от первой и до последней ноты, – ей понравилось. Потом подняла на меня глаза и сказала: «Что ж мы отсюда будем крутить? Я должна минут за пять до вашей песни поставить что-то такое, чтобы настроить слушателей на композицию, а потом и после вас нужно то, к чему они привыкли».
[:image:]
Задача радиостанции – удержать слушателя, а моим песням не под силу обуздать молодежь. Не нужно забывать о том, что за то эфирное время, которое я бы занял, какой-нибудь сыночек богатого и влиятельного папаши может принести больше денег, нежели я. Вот и вся схема. Моя позиция такая: за артистом должны бегать, а не артист за редакторами. Знаете, для меня радио, телевидение, публикации в газетах и глянцевых журналах вообще не являются моментом, к которому нужно стремиться. Как вы, наверное, уже поняли – иронично отношусь ко всему этому.
К слову, о том, что молодежь мало знакома с творчеством артиста: Вячеслав Ефимович вспомнил, как его однажды перепутали с известным художником:
– Это был забавный случай. Нас с женой как-то пригласили на какой-то праздник, где я должен был выступить. Подошла моя очередь, вышел на сцену присоединить аппаратуру. За столом с моей женой сидели две девушки, которые спросили у супруги, глядя на меня, кто это. Татьяна ответила: «Малежик». Девушки переглянулись: «Тот, который черный квадрат нарисовал?» Они даже не знали, что художник Казимир Малевич умер в 1935 году.
[:image:]
Чтобы не сталкиваться с подобным, Малежик давно не ходит на светские тусовки.
– Знаете, что меня больше всего бесит? Когда листаешь журнал, а там фотографии с открытий каких-то магазинов, где красуются молодые люди, и подпись: «Вася Сидоров со спутницей». У меня возникает вопрос: кто такой Вася Сидоров? Что он сделал полезного? Да и с кем мне общаться на таких мероприятиях, где одни девки с надутыми губами, которые мало что понимают в жизни.
Артист не страдает от того, что про него все забыли. Его часто приглашают на ток-шоу, но Малежик непреклонен:
– Я говорю сразу, что ни в чем подобном не участвую, там копаются в чужом белье.
В одном из своих интервью Вячеслав Ефимович сказал, что шоубизнес сжирает сам себя. Сейчас певец уверен, что шоубизнес уже доел себя и обгладывает косточки.
[:image:]
– Есть корпоративная этика, и я никого не хочу обличать. К современной эстраде себя не причисляю. Не оцениваю свои успехи, а сужу по отношению слушателей к продукту той эпохи, по которой люди старшего поколения ностальгируют. Все больше убеждаюсь по отзывам своих слушателей, что песни коллег моего поколения и есть настоящие и о настоящем, без, скажем так, компьютерной обработки.
Вячеслав Ефимович много говорил о глубине текста песен. Я привела ему в пример популярную нынче молодежную группу «Время и Стекло», которая заполонила своими хитами весь интернет. Вот слова из «Песни 505», которые написала солистка группы Надя Дорофеева: «Забуду имя любимое мое – твое именно. Имя любимое мое». И это «имя любимое мое» повторяется много раз. Практически на этом словосочетании и строится текст.
– Мне кажется, что современная музыка оказалась в своеобразном тупике. Такое впечатление, что все одно и об одном, – рассуждает заслуженный артист РФ. – Вот вы правильно говорите, что тексты песен сейчас скупы, это из-за того, что молодежь не вслушивается в смысл, а только слушает. Сейчас во главе угла клиповое мышление: все скачут по верхам, а толком ничего не воспринимают. Думаю, что многие активные пользователи интернета заметили: каждый второй провозглашает себя звездой, потому музыка сейчас в открытом доступе, есть программы, с помощью которых можно легко сделать песню, а потом и выложить ее в сеть. Потом можно и заработать на этом. Но я убежден, что настоящее искусство не приносит денег. Вот пришел среднестатистический зритель с работы, сидит на диване и переключает телеканалы. Третий канал он пропустит, потому что там нет ни стрельбы, ни голых девок, а вот на пятом остановится, потому что там они будут.
[:image:]
Вячеслав Ефимович вспомнил, как ему однажды пришлось выступать перед заключенными:
– Был у меня опыт выступления в «Матросской Тишине», где мне пришлось петь перед ребятами от 12 до 18 лет, которые оказались в местах не столь отдаленных в том числе за такие тяжелые преступления, как убийства. Они ожидали суда. Я вообще не понимал, зачем им нужен этот концерт, и как-то замялся, а они: «Пой, дядя, пой!» В общем, через пятнадцать минут выступления почувствовал себя плохо, не было сил, будто всю энергию высосали. Ребята просто смотрели на меня и улыбались. После концерта спросил, почему заключенные не аплодируют. Оказалось, по иерархии артист ниже зэка.
Подводя итог к своему наступающему 69-летию, Вячеслав Ефимович признался, что ни о чем не жалеет:
– У меня даже была песня: «Ах, как было здорово в мире нарисованном». По прошествии лет я бы не хотел себе рисовать новый мир. Скажу честно, доволен своей жизнью: занимаюсь любимым делом, общаюсь с друзьями, которые всегда со мной. Заметил такую вещь, что в жизни происходит, скажем так, естественный отбор людей, которые тебя окружают. Это, конечно, психологически трудно, но неизбежно и очень нужно. С годами это понимаешь.
[:image:]
К возрасту, как и ко всему, Малежик относится философски.
– День рождения – грустный праздник. Знаете, раньше не понимал женщин, которые смотрят в паспорт и ужасаются своему возрасту, а сейчас понимаю их – годы-то идут. Сейчас у меня мечта одна: чтобы хотелось мечтать.
[:wsame:][:wsame:]