Владимир Зельдин: Я, наверное, чудом остался жив

Владимир Зельдин, которому исполнился 101 год, объяснил, почему не отмечает дни рождения, и поведал, как стал актером

Фото: Владимир Зельдин // Борис Кремер

Владимир Зельдин, которому исполнился 101 год, объяснил, почему не отмечает дни рождения, и поведал, как стал актером.

Он родился в 1915 году, во время правления императора Николая II. Когда ему исполнилось два года, начались революция и Гражданская война. Он помнит времена НЭПа, пережил Великую Отечественную войну и во время Парада Победы 9 мая 1945 года маршировал на Красной площади. Владимир Михайлович Зельдин – старейший актер в мире, который до сих пор выходит на сцену своего родного Театра Российской армии. 10 февраля ему исполнился 101 год. В преддверии этой даты Sobesednik.ru побеседовал с артистом.

Cвой день рождения Владимир Михайлович уже давно не отмечает. Да и к юбилеям он относится весьма скептически:

– Люди обычно бегут от дней рождения. Есть такая фраза: «Юбилей – это катастрофа с привкусом праздника». На самом деле юбиляру можно только сочувствовать. Единственное мое преимущество – это то, что я в своем возрасте все еще выхожу на сцену и играю.

[:image:]

Похоже, что театр – это и есть источник живительной силы для актера. Правда, в прошлом году с артистом случилась беда – неудачно сев на табуретку, он упал и сломал шейку бедра. Но перенеся операцию и долгий период восстановления, Владимир Михайлович вновь вышел на сцену. Правда, от одного из своих спектаклей ему пришлось все же отказаться – от пьесы «Человек из Ламанчи».

– Я еще не совсем восстановился, – не теряет надежды артист. – Это так обидно. Мой творческий ритм нарушен. Но все равно буду играть постановку «Танцы с учителем».

Несмотря на то, что дни рождения Зельдин не любит, однако обойти стороной свой столетний юбилей не смог.

– Мои коллеги, друзья, театр и Министерство обороны устроили для меня настоящее театрализованное представление, режиссером которого выступил Юлий Гусман. Это был спектакль «100, или Танцы со временем», в нем принял участие и я. Для меня это все было очень неожиданно. Честно говоря, не помню, чтобы кому-то другому в театре устраивали такое торжество.

Оно и понятно. Ведь далеко не каждому великому актеру, да что уж тут, не каждому человеку удается дожить до такого возраста и при этом сохранить силы на любимую работу.

[:image:]

Родился Владимир Михайлович в небольшом городке Козлове (ныне – Мичуринск Тамбовской области) в семье музыканта Михаила Евгеньевича и учительницы Анны Николаевны Зельдиных. Он был самым младшим – пятым ребенком. Во время Гражданской войны в 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра матери, здесь Владимир пошел в школу.

– Это было самое яркое воспоминание детства, период НЭПа, – рассказывает Владимир Михайлович. – Тогда мы жили вместе с родственниками на Пролетарской улице, где находилась мануфактурная фабрика. В тот период в стране было изобилие всего: в магазинах полно самых разнообразных, доброкачественных и невероятно вкусных продуктов. Я до сих пор помню вкус и запах тех сосисок, колбас, молочных продуктов. Тогда и червонцы делали из золота. Период был потрясающий. В деревнях был полный порядок. Ведь так называемые кулаки и середняки были работягами, а не батраки, которые водку пили и ничего не делали.

[:image:]

В 1924 году семья Зельдиных переехала в Москву. Владимир пошел учиться в военизированную школу на Таганке. О сцене мечтал еще с детства. В 12 лет хотел поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта. К слову сказать, в семье Зельдиных все пятеро детей были музыкально одарены и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку.

После смерти отца его друг, дирижер оркестра Высшей пограничной школы Федор Николаевский, принял Зельдина в оркестр трубачом. Позже у будущего артиста появилась новая мечта – стать военным моряком. Но из-за плохого зрения она стала неосуществимой. После окончания школы Зельдин работал учеником слесаря на заводе. В начале 1930-х годов он поступил в производственно-театральные мастерские при Театре им. Моссовета. А в 38-м пришел работать в Театр транспорта (ныне – Театр имени Н. В. Гоголя).

[:image:]

Первая серьезная роль – Мусаиба Гатуева в фильме «Свинарка и пастух» – досталась Владимиру Михайловичу в 41-м году.

– Я в это время работал в центральном транспортном театре. Маленький театр был на вокзальной площади. 500 мест, небольшая сцена, но театр симпатичный. Фильм «Свинарка и пастух» снимал выдающийся режиссер Иван Пырьев, который организовал Союз кинематографистов, – вспоминает Зельдин. – Он долго не мог подобрать актера на главную роль – грузина. Мне дали сценарий. Я без всякой надежды, просто ради любопытства его прочел. Мне он очень понравился и роль понравилась. Буквально через 2–3 дня позвонили из «Мосфильма» и сообщили, что со мной хочет познакомиться сам Пырьев. Для меня это было таким невероятным событием! Я поехал с сильным волнением. Он мне сказал, что они начинают снимать реальную сказку «Свинарка и пастух», нужен актер на главную роль, и предложил мне выбрать из сценария три монолога, прорепетировать их с ним и сделать пробную запись. И тут надо сказать, что со мной довольно долго репетировал. Я даже удивился, что он так заинтересованно и внимательно ко мне отнесся. Мы все три монолога отсняли. А потом, как мне рассказали, он собрал в зале всех женщин – костюмерш, гримеров и других работниц «Мосфильма» – и сказал: «Посмотрите несколько проб. Мне очень важно ваше мнение. Кто вам больше всего понравится из этих актеров?» И все проголосовали за мою кандидатуру.

На роль Зельдина утвердили, началась работа. Часть съемок проходила в Кабардино-Балкарии. Эта экспедиция завершилась 22 июня 1941 года. И они уже должны были возвращаться в Москву, когда узнали страшную новость – началась война.

– Ну какая тут могла быть съемка? Дома повестка лежала уже. Через пару дней позвонили из «Мосфильма»: «Володя, срочно приезжай». Нам объявили, что есть приказ свыше: продолжить съемки картины. От службы в армии нас освободили. Поэтому я, наверное, чудом остался жив. Многие из моего поколения погибли на фронте... Что касается фильма, то мы его в том же 41-м и досняли. Это была моя первая роль, мой первенец на всю жизнь остался и в памяти, и в сердце. В фильме звучит песня о Москве, по сей день я исполняю ее на всех творческих вечерах.

[:image:]

Это кино в то время было невероятно популярным. Однако самого Владимира Михайловича на улицах Москвы никто не узнавал.

– Я был там в черкеске, в папахе, с усами, с гримом. В жизни я выглядел совсем по-другому, – поясняет Зельдин. – Но у меня был и другой звездный час, правда, уже на сцене Театра Советской армии – главная роль в спектакле «Учитель танцев» режиссера Владимира Канцеля. На успех этой постановки никто не рассчитывал, но премьера стала масштабным событием для нашего театра. Эта постановка очень полюбилась публике. Там было все: игра актеров, музыка и танцы. Я более тысячи раз выходил на сцену в образе Альдемаро. Этот спектакль сразу сделал меня очень известным. Я взял высокую планку. Тогда ко мне подошел художественный руководитель со словами: «Володя, после такого успеха смотри, чтобы у тебя не закружилась голова, чтобы ты и в других спектаклях оставался на той же высоте». Надеюсь, что так все и вышло.

– Но после этого-то спектакля вас узнавали люди?

– Нет, и даже после этого спектакля меня никто не узнавал на улицах. Только на Центральном рынке угощали фруктами, подарочки небольшие делали.

У Владимира Михайловича было три жены: Людмила Мартынова, актриса Генриетта Островская и Иветта Капралова. С Людмилой Мартыновой у них даже был совместный ребенок. Однако в возрасте двух лет он умер. Кстати, с первыми двумя женами Зельдин не регистрировал свои отношения. И лишь с Иветтой Евгеньевной он дошел до загса, несмотря на то, что она младше его на 20 лет.

– Она очень образованная. Окончила университет, работала в то время в Союзе кинематографистов, в бюро пропаганды, – не без гордости рассказывает Владимир Михайлович.

В то время, в середине 60-х годов, Иветта Евгеньевна организовывала творческие вечера артистам как в Москве, так и по стране. Для актеров это был дополнительный заработок. С ней Владимира Михайловича познакомил актер Владимир Сошальский.

[:image:]

– Мы пошли вместе в бюро пропаганды попросить какую-нибудь поездку, творческую встречу. Она отправила нас в командировку. Я когда увидел Иветту, она мне очень понравилась: приветливая, обаятельная, красивая. После командировки я в знак благодарности пригласил ее на обед, и не куда-нибудь, а в ресторан элитной гостиницы «Националь». Угостил хорошим обедом. Она мне рассказывала потом, что, когда пришла домой, сказала маме: «Знаешь, с кем я сегодня была? С Зельдиным!» А мама ей ответила: «Он же старый!»

Но возраст их не смущал. Они начали общаться и уже через два года официально стали мужем и женой.

– Как ухаживал? Да у нас и времени-то не было ухаживать. Просто встречались. Помню, она тогда еще статьи писала и как-то в командировку в Чехословакию ездила. Привозила мне подарочки оттуда. Я и предложения ей особого не делал. Просто однажды решили, что пора расписаться. Да и свадьбы у нас никакой не было. После росписи в квартире ее родителей устроили чаепитие для нас четверых. Но, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, живем вместе уже более 50 лет.

Сегодня Владимир Михайлович задействован в своем театре и с завидной постоянностью выходит на сцену, но в кино не снимается. Но были в его жизни и такие времена, когда о стареющем актере как-то все позабыли. И увидеть его можно было лишь на малой сцене театра.

[:image:]

– Я не знаю, почему так произошло. Наша профессия зависима от режиссеров. В какой-то момент я и покойная Людмила Касаткина (звезда фильма «Укротительница тигров». – Авт.) перестали играть на главной сцене. Ну как это объяснить? Пришел новый режиссер, у него было свое видение. А я стал играть на малой сцене в постановках режиссера Бурдонского «Приглашение в замок» и «Изобретательная влюбленная».

На большую сцену Театра Российской армии Зельдина вернул режиссер Юлий Гусман. Задумав постановку «Человек из Ламанчи», в главной роли он не видел никого, кроме Владимира Михайловича. Затем он вернул на сцену любимый спектакль Зельдина, немного изменив его – «Танцы с учителем».

Во всем Владимира Михайловича поддерживает его супруга. Сегодня вся ее жизнь посвящена именно Зельдину. Она помогает ему в быту. Ведь плохое зрение актера с возрастом лишь ухудшилось, сейчас он очень плохо видит. Но даже это не мешает ему выходить на сцену родного театра, делать каждый день специальную гимнастику для поддержания тонуса организма и успевать сделать еще множество дел.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика