Иеромонах Фотий: Многие хотят, чтобы я не высовывался
Sobesednik.ru узнал у иеромонаха Фотия, как он живет после победы в шоу «Голос» и почему не хочет покидать свою обитель.
Sobesednik.ru узнал у иеромонаха Фотия, как он живет после победы в шоу «Голос» и почему не хочет покидать свою обитель.
После сенсационной победы в телепроекте «Голос» иеромонах Фотий оказался меж двух огней. По одну сторону – вынужденная публичность. По другую – устав и церковное начальство.
«Наш соловей»
Чтобы понять, как живет и служит Фотий и какой путь ему теперь ближе, Sobesednik.ru отправился в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
– Отец Фотий у нас неуловимый, он может быть где угодно, – дежурный привратник неопределенно ответил на вопрос, как найти самого знаменитого насельника монастыря. Но, подумав, дал неожиданный совет: – Напишите ему лучше в фейсбук или инстаграм.
Договориться по электронке с монахом древней обители действительно проще, чем с глазу на глаз. После окончания богослужения к клиросу, где «работают» певчие, выстраивается внушительная очередь из прихожан: взять благословение или просто обменяться парой слов со знаменитым иеромонахом. Бабушки, которые регулярно приходят на службу из соседнего села Рябушки, даже протягивают небольшие подарки. За глаза они ласково называют отца Фотия «наш соловей». В воскресенье после литургии народа столько, что «соловью», дабы спокойно выбраться, приходится пользоваться боковой дверью.
– Со стороны могут подумать, что у вас звездная болезнь.
– Я знаю, что у большинства людей ничего серьезного ко мне нет. Приехали паломники, хотят песню какую-то мне дать. Или попрошайки... Причем сначала по телефону такие люди никогда не говорят в открытую: «Дайте денег». Я уже выучил все их предлоги, тон. Сразу понимаю, когда дело нечисто. Я говорю им: «Подождите до вечерней службы». А потом просто ухожу.
– Даже монастырские стены не спасают от свалившейся популярности?
– Немного все-таки спасают. Доехать в наш монастырь не так легко. С другой стороны, если сюда люди попадают, то непременно хотят со мной увидеться. Некоторые даже связываются через Германию – через маму, которая там живет. Спрашивают у нее сначала, что отцу Фотию привезти. Она им рассказывает, что я люблю – сыр там или белые грибы.
[:rsame:]
Статус звезды угнетает
– Как вы оказались в этом монастыре?
– Боровск мне подсказал еще архиепископ Феофан – архиерей православной церкви в Германии. Когда у меня родилось желание пойти в монастырь, он посоветовал именно его. Здесь хороший духовник – отец Власий, места красивые, да и дисциплина более-менее средняя. Нет того аскетизма, как, например, в Оптиной пустыни, которая тоже находится в Калужской области.
Наш монастырь никогда не был слишком строгим. Монахи здесь даже могли иметь свое имущество. Это все-таки не Афон, где у человека должна быть пустая келья. Мы можем пойти на трапезу, можем не пойти. Кушают все сами по себе.
[:image:]
Мы беседуем с отцом Фотием на месте его послушания – в монастырской редакции. Там полным ходом идет верстка духовно-просветительских журналов. Ничего особенного, только рядом с рабочим компьютером Фотия – гигантский сертификат победителя «Голоса».
– Раньше я трудился больше, сейчас – чуть-чуть, – признается Фотий. – Верстал несколько журналов...
– А вы умели?
– Нет. Сначала читал учебники, изучал программу. Затем уже люди опытные подсказывали – профессионалы. Со мной работала редактор, она искусствовед. Говорила, что куда надо ставить, а что не надо, потому что это противоречит чему-то или по цвету не сходится.
– Что еще входит в ваши обязанности?
– Я всего два с половиной года священник. Постоянного контакта с прихожанами пока нет. Исповедующим меня ставят редко. К тому же я еще достаточно молод и неопытен.
Поэтому либо пою, либо служу. Но не каждый день. Сил не хватает. В связи с новым, как вы говорите, «звездным» статусом чувствую некоторое угнетение. И так тут в монастыре несвобода, а еще все тебя хотят, куда-то там приглашают... На интервью, на съемки, на концерт.
«Ну, Лепс. Ну, «Рюмка водки»...»
[:rsame:]
– В Рождество Григорий Лепс устраивал концерт на сочинском курорте «Роза Хутор». Так вас, говорят, в монастыре не отпустили.
– Меня сейчас попридерживают. Вокруг меня несколько напряженная атмосфера. Владыка Климент (митрополит Калужский и Боровский. – Ред.) очень осторожен. Ждет, когда накал популярности спадет. Чтобы отпускать меня на концерты, он должен быть уверен, что меня это не закрутит, что я вообще не уйду из монастыря. Мне кажется, он испытывает такие опасения.
Я все это понимаю, но на концерте предполагалось несколько частей: сначала выступали эстрадные звезды, а потом участники четвертого «Голоса». Ладно, в первой части меня могло не быть, но люди, которые собрались посмотреть на участников проекта, наверняка были удивлены, не увидев победителя. В принципе, по-хорошему, этот концерт надо было бы посетить. Надеюсь, люди поймут, что я все-таки монах, у меня есть дисциплина и я не могу просто так взять и поехать.
Продолжение интервью с иеромонахом Фотием читайте в свежем номере «Собеседника» и на сайте Sobesednik.ru в пятницу, 29 января.
[:wsame:]