Вениамин Смехов рассказал об интригах вокруг театра на Таганке
Вениамин Смехов рассказал Sobesednik.ru о попытках развала Театра на Таганке и терках труппы с вдовой Юрия Любимова.
Вениамин Смехов рассказал Sobesednik.ru о попытках развала Театра на Таганке и терках труппы с вдовой Юрия Любимова.
– Вениамин Борисович, артисты Театра на Таганке до сих пор обвиняют жену Юрия Любимова Каталину в разрушении внутренней атмосферы в театре. Что вы думаете по этому поводу?
– Я не был в театре в те годы. Слышу только эхо, актеры до сих пор обыгрывают в капустниках, как Каталина учила их быть артистами, пользуясь языком, ныне не рекомендованным Госдумой к употреблению.
Каталина, безусловно, крайне трепетно заботилась о здоровье мужа. За что ей большое спасибо от всех, кому дорог Юрий Петрович. Но она же своим, мягко говоря, неделикатным вторжением в многолетние устоявшиеся отношения разлучила Любимова с его учениками.
[:image:]
Помню, как накануне 45-летия театра, за два года до ухода оттуда Юрия Петровича, я позвонил ему и сказал, что мы с женой хотели бы прийти на премьеру. Я хоть и не служил уже в «Таганке», но часто посещал премьеры. Юрий Петрович ответил мне: «Конечно, буду рад, а если не хватит мест, поставлю вам с Галей стульчики». Но Каталина по секрету вычеркнула нас из списка гостей. Я снова позвонил Юрию Петровичу, и он вернул наши фамилии в список. Спектакль «Сказки» показался очень хорошим. Актеры умудрялись играть на музыкальных инструментах, одновременно прыгая на батуте, тексты звучали наравне с музыкой тела. Изумительная пластическая фантазия.
– И все же давайте вернемся к Каталине: именно после очередного скандала между артистами и женой мастера нарыв вскрылся. Полились жалобы в прессу, во властные структуры…
– Те, кто писал, интриганы и кляузники, к любимовскому театру отношения не имели. Они хотели чего-то выгадать для себя, а при чем здесь искусство? Истинные ученики Любимова – да, страдали от его суровой режиссуры, как во всем мире полагается страдать актерам. Но они понимали, какое это счастье – работать в театре с такой историей и с таким великим мастером.
[:image:]
Когда-то «Таганку» хотели разрушить в прямом смысле. Снести здание. Якобы для того, чтобы расширить улицу – это было лишь благовидным предлогом. Тогда за театр вступились видные деятели науки и искусства: ученые, писатели, артисты, политические деятели. Объединились и не позволили уничтожить намоленное место. Театр сохранили, и его славная история продолжилась.
Но то, что не смогли сделать бульдозеры, умеют делать клеветники. Точнее, они попытались сломать и разрушить. Работники театра мне объясняли: злые люди всего лишь хотят власти и денег. Недопонимания с женой мастера стали лишь поводом. И Юрий Петрович прекрасно это понимал. Но он слишком много сделал на этой сцене, чтобы унизиться до объяснений, и наказал обидчиков своим уходом. И тут на скандал слетелись жадные до новостей журналисты, пошли «интерпретации» – от каждого по способностям. Даже уверяли, что Любимова прогнали его же ученики. Это ложь. Невозможно прогнать льва. Юрий Петрович сам закрыл за собой дверь, сказав, что не вернется. И не вернулся.
Полную версию интервью с Вениамином Смеховым читайте скоро на сайте Sobesednik.ru и в свежем номере «Собеседника».
[:wsame:][:wsame:]