"Мушкетеры" дали зрителям по Роже
Sobesednik.ru обсудил с экспертами скандальный спектакль Богомолова «Мушкетеры», поставленный в театре Табакова
Sobesednik.ru обсудил с экспертами скандальный спектакль Богомолова «Мушкетеры», поставленный в театре Табакова.
Смелый человек и худрук Олег Табаков! Позволил поставить на сцене театра МХТ, которым руководит, «Мушкетеры. Сага. Часть первая» скандального режиссера Константина Богомолова.
Уже были и «Карамазовы», и «Идеальный муж», из-за которого активисты подкинули Табакову свиную голову. Но Дюма и мушкетеры многое значат для российского человека: благородство, дуэли в защиту чести, воспетая любовь с ликом Констанции – Ирины Алферовой – в небесах. Фильм Хилькевича с Боярским тоже, конечно, был не эталоном Дюма, но мил сердцу уже нескольких поколений зрителей.
У Богомолова от романа остались лишь имена главных героев – Атос, Портос, Арамис, д’Артаньян (правда, тут он не гасконец, а из Краснодара, приехал в Москву поступать на актера) – и еще остался монолог. Один. Плюс музыка из фильма Хилькевича, временами вполне узнаваемая.
Больше ничего. Те, кто придет посмотреть на благородных мушкетеров, рискуют уйти с ощущением, что это был треш.
[:image:]
Миледи, например, оказывается бывшим мушкетером Вадимом Роже, у которого на поле брани оторвало, извините, мужской орган. Констанция – актриса порно и занимается сексом на кладбище с «членами Союза кинематографистов». Королева Ирина Петровна влюблена в Джастина Бибера, и он отвечает взаимностью, потому что «нравится запах старости». По ходу действия появляются новые герои – Карлсон (он – ангел смерти, влюбленный в д’Артаньяна), бывший исполнитель шансона Дядюшка Мудло и прочие нелепые личности.
Монологи и диалоги героев приправлены крепкими словцами, как всегда у Богомолова, правда, тут (закон же не разрешил материться публично) заменены отдельные буквы – «фуй», «лять» и так далее.
– Тут нет никакого Вадима Роже. Тут какой-то фуй лежит, – рассуждают Арамис (Игорь Верник) и Портос (Андрей Бурковский).
– Этот фуй и есть Вадим Роже.
Спектакль идет четыре часа. Зал полон, в антрактах (их несколько) зрители идут в буфет, на ходу обмениваясь впечатлениями – от взрослого «прикольно» до подросткового «а что, Дюма всегда так писал?»
Богомолов снова вызовет споры в обществе. Реакция консерваторов, случайно забредших «правильных» зрителей, а также министра культуры и так понятна: «Доколе?» Однако критики в восторге.
– Рождается новый язык. И кроме того, не про Дюма Богомолов говорит, а о нашем внутреннем, – сказала Sobesednik.ru театровед Алла Шендерова. – Говорит на языке, доступном современному человеку. Это бесспорный успех. Актеры играют увлеченно. Зрителям нравится – в финале весь зал встал, танцевали, уже как на дискотеке. Представьте, сейчас кто-то всерьез попробует (в который уже раз?) ставить Дюма… То, что нам показывают на сцене «всерьез» – как правило, это наспех слепленная подделка.
[:image:]
– В Средневековье улюлюкали казням на площади – весь город собирался. Им, представляете, нравилось зрелище, – говорит руководитель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. – Да, ищут новые формы, новый язык – согласен. Но мат-то зачем и половые акты на сцене – без них дорогу к истине не найти? Просто нужны скандалы. Ведь только они привлекают внимание зрителей, а значит, и денежки в кассу театра.
На днях на заседании театралов в Петербурге, как рассказали нам очевидцы, был министр культуры. И недвусмысленно заметил: мол, надо более тщательно проверить, что показывают в российских театрах. Конкретные театры, кому проверка бы не помешала, чиновник не назвал. Но повод прессануть Табакова, кажется, хороший.
[:image:]
Ну а сам режиссер Богомолов никогда не скрывал, что провоцирует – и исследует реакции и эмоции. Общества, конкретных людей. Возможно, министра культуры в первую очередь.
[:wsame:][:wsame:]