Новости дня

19 июня, вторник








18 июня, понедельник





































Валерия Жарова: Спилберг испачкал патриотизм в соплях

«Собеседник» №46-2015

И в США, и в России в моду входит кино о шпионах // Кадр из фильма «Шпионский мост»
И в США, и в России в моду входит кино о шпионах // Кадр из фильма «Шпионский мост»

Обозреватель Sobesednik.ru размышляет о банальном лишь на первый взгляд сюжете ленты Стивена Спилберга «Шпионский мост».

«Шпионский мост» Стивена Спилберга – фильм об адвокате, втянутом в одну из операций холодной войны: обмен шпиона Рудольфа Абеля на американского летчика Пауэрса, сбитого над СССР.

Это история не столько о политике, сколько о профессионализме. Потому что главный герой, тот самый адвокат Джеймс Донован (его блестяще сыграл Том Хэнкс), – он, конечно, патриот в той мере, в какой является патриотом любой обычный гражданин США, но в первую очередь он профессионал.

Именно профессионализм движет им, когда он берется за дело – он видит в Абеле не только вражеского шпиона, но профессионала, равного себе, невозмутимого, готового ко всему, с бесконечным спокойствием принимающего любые удары («Вы совсем не волнуетесь?» – «А это поможет?»). Даже когда продолжает работу, несмотря на то, что от него отворачивается и народ, и семья.

Спилберг работает здесь на очевидных, но действующих приемах – монтаж, соединяющий разные сферы жизни в одну: международные переговоры и бизнес, школа и армия. Противопоставление солнечной Америки и мрачного заснеженного Берлина времен строительства Берлинской стены – даже на уровне кадра, композиции и цвета. Не без иронии: главный лейтмотив фильма – насморк, который сначала одолевает Абеля, а потом постепенно захватывает и других причастных – ничего не поделаешь, война-то холодная.

В финале реальные сопли переходят в метафорические – узнав из новостей по телевизору, что Джеймс не предатель, а национальный герой, счастливая семья снова бросается в его объятия. Но за таким хеппи-эндом как раз и кроется страшное: национальное главнее семейственного, личного, и родня, даже не пытавшаяся понять мотивы твоих поступков, отворачивается от тебя вместе со страной и вместе со страной поворачивается. И это трагедия любой империи.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания