Валерия Жарова: "Новейший завет" – можно ли не оскорбиться?
Обозреватель Sobesednik.ru задумался о реакции РПЦ на новый фильм Жако ван Дормеля «Новейший завет», вышедший 12 ноября
Обозреватель Sobesednik.ru задумался о реакции РПЦ на новый фильм Жако ван Дормеля «Новейший завет», вышедший 12 ноября.
Фильм Жако ван Дормеля «Новейший завет» будто снят специально для оскорбления чувств верующих. Если вспомнить, что эти самые чувства многажды оскорблялись куда более невинными вещами, можно предположить, что с ними будет от просмотра этой прелестной комедии.
Кино-то действительно очень милое, построенное на сочетании цинизма и сентиментальности, с долей абсурда и признаками притчи, наполненное, как ни странно, человеколюбием и лишенное при этом всяческой слащавости.
Отчасти картина напоминает уже ставшую классикой «Догму» 1999 года, но здесь авторы пошли еще дальше – если в «Догме» сама фигура Бога все-таки оставалась сакральной, то в «Новейшем завете» Господь, что там говорить, жутко неприятный тип, находящий удовольствие в выдумывании для человечества всяких гадостей и тиранящий свою семью.
Хотя, в общем-то, все это укладывается в религиозный канон – Бог един в нескольких лицах, правда, не в трех, а в четырех: он сам, его сын, его жена и дочь. Жестокий Бог-отец Ветхого завета, призывающий к любви Бог-сын Евангелия – это то, что мы уже читали.
[:image:]
А дальше – Новейший завет, который по просьбе дочери Бога записывает полуграмотный бомж на основе рассказов шести новых апостолов. Ну и, наконец, Богиня-мать, которая раскрашивает небо цветами, отменяет гравитацию и вообще делает все, чтобы жизнь приносила радость. Вот все они вместе как-то и складываются в настоящую фигуру Единого Бога.
Сам ван Дормель говорил, что фильм получил множество положительных отзывов со стороны католической церкви. Можно ли ожидать подобного от православной, начисто лишенной самоиронии, со звериной серьезностью защищающей свои позиции?
Красных тряпок в картине многовато: можно предвидеть, что фильм будет обвинен в пропаганде зоофилии, транссексуализма, феминизма и прочих девиаций – это не говоря уже о банальном богохульстве. Впрочем, прокатное удостоверение картина получила, и пока что никаких демонстраций по этому поводу не было... Пожалуй, лучший выход для идеологов московского православия – это сделать вид, что фильма как бы и не было.
[:wsame:]
[:wsame:]