Амаяк Акопян: За фокусы шейхи предлагали мне своих жен
В интервью Sobesednik.ru Амаяк Акопян высказался о кризисе отечественного цирка и объяснил, почему не обзавелся театром
В интервью Sobesednik.ru Амаяк Акопян высказался о кризисе отечественного цирка и объяснил, почему не обзавелся театром.
Легендарный артист и мастер иллюзий долго отказывался от этого интервью.
– Не понимаю, что рассказывать, – говорил он. – Чем буду интересен вашему читателю? Хотя «Собеседник» я люблю, мы всегда приятно сотрудничали…И все же наш разговор с кумиром детства состоялся.
«Споткнулся о чиновников»
– Есть афоризм: самая громкая профессия – это сапер: нашел снаряд и прогремел на всю округу, – начал с мрачной шутки мой собеседник. – Мне не нужна громкая слава. Раньше, на заре туманной юности, когда был молод, заканчивал ГИТИС, потом был артистом оригинального жанра, работал в «Москонцерте», в цирке, на телевидении, снимался в кино, славы хотелось. Сейчас другие мечты.
– В прежних интервью вы рассказывали о собственном театре, который хотели создать в Москве. Что сейчас с этой мечтой?
– Мечту предавать нельзя. Она может тебя предать, а ты ее – не имеешь права. Свой театр, чудес и волшебства, я пробивал долгие годы. Могло бы быть уникальное место, равных которому нет. Чудеса бы начинались прямо с порога, то есть на входе. И билеты недорогие – тоже чудо в наши дни. А раз в неделю, например, привозить детишек из разных городов, отдаленных от Москвы, на бесплатных автобусах – есть семьи, которые не могут приехать в столицу за свой счет. И для них сделать вход бесплатным. Мы бы ставили спектакли. Представляете, «Алиса в стране чудес»: музыкально-волшебный, с артистами оригинального жанра, иллюзионистами, канатоходцами… Но я споткнулся о чиновников. В восьмидесятые-то годы коммунисты давали мне помещение. Не успел получить – начались девяностые. Революции, потом неразбериха. Теперь мне говорят: «Возьмите кредит в банке и стройте себе театр на здоровье». Но в банках прямо драконовские проценты. Чем и как отдавать? Говорю чиновникам, олигархам: «Помогите, вкладывайте деньги в будущее детей…» А в ответ слышу: «Мои дети живут за границей и в ваш театр в Москве вряд ли попадут!» И человек прячет свои маленькие глазки на толстом лице, за толстыми щечками – извините, если кого-то обидел. Нет, у нас много порядочных, приличных людей, готовых созидать на благо родины. Сотни тысяч добрых волшебников. Но, увы, не меньше и монстров, вурдалаков, упырей… А я (пауза) потерял свою труппу, учеников, единомышленников – мечтавших о театре чудес и волшебства вместе со мной. Кто-то ушел в другие театры, некоторые уехали работать за границу, я их понимаю и не осуждаю – им надо кормить семьи, на что-то жить…
– У Юрия Куклачева есть свой Театр кошек.
– Ему дали коммунисты, он успел. А я – нет.
[:image:]
– Александр Градский наконец смог открыть театр – после того, как прогремел на «Первом канале» в шоу «Голос». Телевидение, поистине, творит чудеса.
– Александр – замечательный певец, профессионал, кому давать театр, если не ему. А я действительно мало появляюсь на телевидении. Приглашают чуть ли не каждый день на ток-шоу поговорить о том, почему я расстался с семьей, и перемыть косточки другим актерам. Но мне неинтересно. А ток-шоу неинтересно поговорить про мой театр.
«Фокусы показывают некоторые олигархи и депутаты, а я – актер-лицедей»
– Советский цирк гремел на весь мир. А почему сейчас, как думаете, почти нет громких цирковых имен?
– Была сильная школа. Канатоходцы, воздушные гимнасты и прекрасные клоуны. Советский цирк обожали, аплодировали стоя, вы даже не представляете, что творилось. Я выступал в 65 странах, во многих не по одному разу. В Арабских Эмиратах спускался в зрительный зал – у зрителей исчезали часы-подтяжки-портмоне… Такие трюки я проворачивал. А потом возвращал зрителям их имущество обратно. Шейхи с ума сходили, стонали от восторга. Они предлагали мне своих жен в качестве особого расположения и восхищения мастерством. Я отказывался от таких заманчивых подарков. Потому что для меня самые красивые женщины – в СССР.
– Словом, в СССР все было лучше?
– И в СССР было по-разному. Мы, артисты, зарабатывали валюту – отдавали государству. Я рассказывал с гордостью, что почти все свои гонорары за выступления (а это были гигантские суммы) отдаю родине – потому что я патриот. Так поступали все артисты эстрады, режиссеры, актеры, спортсмены, люди науки. Куда девались наши деньги, мы не знали. «В закрома родины», так говорили. А где они находятся, мы не знаем до сих пор. В стране этот вопрос не обсуждался.
А почему сейчас нет ярких цирковых имен? То ли педагогов мало. То ли желающих трудиться. Мы до завтрашнего утра будем перечислять имена великих советских артистов. А кого из современных можете назвать? Только братья Запашные. Они труженики, прекрасная династия – а где остальные?
– Но ведь есть иллюзионисты, которые неплохо вроде бы показывают фокусы.
– Они не имеют никакого отношения ни к большой эстраде, ни к великому цирку. Нет профессии – фокусник, есть профессия – артист. Я не люблю слово «фокусы». Фокусы показывают некоторые депутаты и олигархи. А я актер-лицедей, а трюки демонстрируют мои персонажи. Сегодня те, кто показывает фокусы, – они тупо показывают фокусы. Причем не свои, а часто те, что придумали другие: мой отец, великий Арутюн Акопян, и другие мастера жанра. Показывайте, пожалуйста, сколько угодно, но называйте хотя бы имена авторов. Но ведь выдают же за свои.
[:image:]
«Злых волшебников больше, чем добрых»
– Почему вы не уехали жить за границу, наверняка же были предложения?
– Извините, может, и пафосно прозвучит – но здесь, в России, в Москве, мои корни. Правда, заграница сейчас помогает. Китайские предприниматели, например, воплощают мою идею – выпускают коробки «от Амаяка Акопяна» с мини-реквизитом для волшебных представлений. А наши не хотят. Китайцы же хотят и предлагают мне даже открыть школу юных волшебников, причем в Москве.
– Но я не жалуюсь, – после паузы продолжил мой собеседник. – ... Каждый год устраиваю фестиваль «Наука фокусов». Приезжают детишки от 5 до 14 лет из разных городов, стран. Юные волшебники выходят на сцену и показывают фокусы, очень здорово. Они читали мои книги, смотрели диски – где я рассказываю, как за 20–30 минут наполнить свой мир волшебством. Вручаем на фестивале подарки, дипломы, приз зрительских симпатий – детишки довольны. Я смотрю и убеждаюсь в очередной раз: дети – такие светлые существа. Очередной наш фестиваль должен был пройти уже в начале ноября. Но так вышло, что пока перенесли: у спонсоров трудности.
Выступаю в больницах перед больными детишками, приезжаю туда с подарками. Сейчас приглашают в Испанию, в театр-студию Анхеля Гутьерреса, вести мастер-класс и преподавать пантомиму, эксцентрику, иллюзию и манипуляцию – возможно, поеду ненадолго. Недавно у меня брала интервью журналист из Волгограда, после выхода этого интервью местные власти мне предложили: переезжайте к нам, мы дадим помещение под театр бесплатно, зачем вам Москва. Стал задумываться: может быть, действительно переехать в Волгоград? Или, например, в Омск – туда тоже приглашают.
– Ну а в будущее в целом смотрите хотя бы с оптимизмом? Будем ли счастливы в своей стране?
– Мы великая, но очень несчастная страна. Потому что злых волшебников больше, чем добрых. И нам, добрым, сложно бороться со злом. Страшно за детишек, что их ждет. Но знаете… Даже в передаче «Спокойной ночи, малыши!», в которой я участвовал (передача шла около 10 минут), был добрый герой – джинн Рахат Лукумыч, но ведь был еще и злой – Тахар Изюм Цукатыч. И мы его, этого злодея, побеждали. Все вместе – Хрюша, Степашка, Филя… Побеждали вместе. Так что – как бороться? Только взявшись за руки, нам всем вместе, добрым волшебникам.
– Желаю вам, чтобы ваша мечта о театре чудес и волшебства сбылась.
– Спасибо большое. А как бы мне этого хотелось!
[:wsame:][:wsame:]