Ольга Остроумова: Гафтом и восторгаюсь, и гневаюсь. И плачу

В интервью Sobesednik.ru Ольга Остроумова высказалась о ремейке «А зори здесь тихие» и раскрыла секрет своей молодости

Фото: Ольга Остроумова // Дмитрий Преображенский

В интервью Sobesednik.ru Ольга Остроумова высказалась о ремейке «А зори здесь тихие» и раскрыла секрет своей молодости.

Легендарная актриса, исполнившая главные роли в знаменитых фильмах «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Любовь земная», «Бедная Настя», 21 сентября отметила 68-летие. Народная артистка России дала первое за три года молчания интервью нашему изданию и рассказала о том, как ее родителей сгубил рак, почему ей стыдно устраивать торжества в свою честь и о съемках в фильме сына «Подлец», который может выйти в кинопрокат через полгода.

Детство Ольги Михайловны прошло в маленьком городке Бугуруслан Оренбургской области. Жила семья в доме близ церкви, священником в которой был дедушка Остроумовой. Отец актрисы преподавал физику в школе рабочей молодежи, мама хлопотала по хозяйству, так как, помимо самой младшей Ольги, в семье росли еще две дочки и сын.

[:image:]

– Никогда не было фанатичного отношения к вере, просто нас воспитывали в добре, любви, бережном отношении друг к другу, – дополняет биографию Ольга Михайловна. – Родители на собственном примере показывали нам, как нужно жить. Моя мама не имела никакого образования, кроме четырех классов церковно-приходской школы. Несмотря на это, она сама научилась грамоте, да, писала с ошибками, но взахлеб читала, особенно любила мемуаристику Аксакова. В войну работала фотографом, в мирное время была домохозяйкой, четверых детей надо же одеть, обуть! Помню, мама солила капусту в огромных бочках, всей семьей заготавливали на зиму дрова. Отец был настоящим мужчиной, хоть и маленький, щупленький, а делать умел всё. Он смастерил лодку, мама сшила большую палатку, всей семьей путешествовали. У нас вообще было много традиций: вместе лепили пельмени, к Пасхе особо готовились – всё в доме вымывали, вычищали. Родителей Ольги Михайловны сейчас уже нет в живых.

[:wsame:]

– Отец умер 15 лет назад, у него обнаружили рак желудка. Ему было 83 года. В последние годы жизни он написал книгу «Исповедь пасынка века», сам напечатал весь текст на машинке, сам переплел ее, сделал в четырех экземплярах и раздал мне, сестрам и брату.

Мамы не стало 5 лет назад в возрасте 82 лет, Наталья Ивановна тоже умерла от онкологии, но у нее был рак печени.

[:image:]

– Как ваш дедушка отнесся к тому, что вы решили стать актрисой? Ведь это считается греховной профессией.

– Его к тому времени уже не было... Но я уверена, что он бы хорошо отнесся к моему выбору. Повторюсь: у нас не было никогда фанатичного отношения к вере, мама ходила в церковь часто, папа стал только в конце жизни появляться в храме. Мы все были пионерами, подбегали к дедушке и спрашивали: «А что это гром гремит? Илья Пророк на колеснице едет?» Он сначала нам объяснял это явление с точки зрения физики, а потом уже рассказывал легенду.

Когда я решила стать актрисой, ни у кого никаких возражений не было. Мама напекла пирожков в дорогу, и я поехала в Москву. Мысли были одни – найти Государственный институт театрального искусства, я с самого начала хотела поступить именно в ГИТИС. Приехав в столицу, узнала, что общежитие дают только тем, кто прошел второй отборочный тур. Пришла в деканат, объяснила, что мне негде ночевать, пошли навстречу – дали место в общежитии. Я поступила с первого раза, но в запасной состав курса. Через год зачислили в основной, так как некоторые студенты уже почувствовали себя актерами и решили, что можно не ходить на занятия и не учить ничего.

[:wsame:]

На втором курсе к нам в группу пришел Андрей Мартынов (сыграл старшину Федота Васкова в фильме «А зори здесь тихие»), Юрий Еремин (ныне режиссер Театра им. Моссовета) и еще пять человек. Группа стала очень большая, и ее решили разделить, тогда наш художественный руководитель, актриса МХАТа Варвара Алексеевна Вронская сказала: «Оставьте мне Остроумову и Владислава Долгорукова, остальных делите как хотите!»

Не только театральные педагоги отмечали перспективную студентку, но и кинорежиссеры не оставались в стороне при виде Ольги Михайловны.

– Когда в конце первого курса сдавала актерское мастерство, к нам пришла Зоя Дмитриевна Курдюмова, она работала вторым режиссером у Станислава Ростоцкого. После того как сдали экзамен, пригласила меня поехать на киностудию имени Горького, там переодели в школьную форму, сфотографировали, и всё. Потом я узнала, что утверждена на одну из центральных ролей в новом фильме Станислава Иосифовича «Доживем до понедельника».

[:image:]

Драма Ростоцкого о трех школьных днях захватила всю страну. Премьера состоялась в 1968 году, а немного раньше ленту показали делегатам Второго Всесоюзного съезда учителей, после просмотра они аплодировали стоя. Согласно опросу журнала «Советский экран», «Доживем до понедельника» – лучший фильм 1968 года, он получил главный приз Московского международного кинофестиваля и Госпремию СССР. Главные роли в ленте исполнили Вячеслав Тихонов и Ирина Печерникова, а вот первую красавицу класса Риту Черкасову сыграла студентка ГИТИСа Ольга Остроумова, это была ее первая роль в кино, и сразу такой ошеломительный успех. Ее стали считать одной из самых красивых актрис советского кино.

– Да что вы, – скромничает Ольга Михайловна. – Разве что по сценарию фильма я была красавицей, а в жизни нет. Вообще-то в своей школе я точно таковой не считалась. Никакой там звездой после выхода фильма не стала, испытания славой тоже не проходила, просто снялась у хорошего режиссера в отличном фильме. Кстати, картину я оценила только через 15 лет. Для начинающей актрисы впервые увидеть себя на экране – шок. Потом я как-то была одна дома, по телевизору показывали «Доживем до понедельника», и я еще раз пересмотрела, несильно обращая внимание на себя, тогда поняла, о чем эта лента.

После съемок в нашумевшей картине у Ольги Остроумовой было творческое затишье. В 1970 году на экраны вышли две картины, где она сыграла в небольших эпизодах, и всё. Но, как говорит сама актриса, ощущения невостребованности у нее не было.

[:image:]

– Я на четвертом курсе уже играла в Московском ТЮЗе. Была увлечена театром, заканчивала ГИТИС, поэтому никаких мыслей о том, что я не востребована в кино, не было. Как-то в ТЮЗ принесли сценарий нового фильма Ростоцкого, я его положила и забыла прочитать. Потом встречаю Андрея Мартынова, он мне рассказывает о шикарном сценарии и о своих переживаниях по поводу того, что его, к тому времени никому не известного актера, просто могут не утвердить. Он говорил о фильме «А зори здесь тихие», я перечитала сценарий и, конечно, была в восторге. Позвонила сама Ростоцкому и попросила его дать мне возможность попробоваться. Пришли мы на пробы вместе с Ирой Шевчук (исполнила в ленте роль младшего сержанта, командира отделения Риты Осяниной). Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие», позже рассказывал, что увидел меня в коридоре киностудии им. Горького и воскликнул: «Вот же она, Женька Комелькова!» (так звали мою героиню), а Ростоцкий ему ответил: «Да нет же! Это Оля Остроумова».

Кстати, актерскую работу Остроумовой в фильме «А зори здесь тихие» оценили не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В Италии она и другие героини фильма удостоились престижной награды «Серебряная нимфа».

[:image:]

– В этом году была премьера фильма Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие». Вы смотрели эту экранизацию? Молодая актриса Евгения Малахова сыграла Комелькову.

– Я не видела этот фильм и думаю, правильно – все ремейки хуже оригиналов! С Малаховой незнакома, да и вообще мало кого из молодых артистов знаю.

[:wsame:]

– И молодых режиссеров вы тоже не очень-то жалуете. Последнее время мало снимаетесь в кино, почему?

– Вот снялась в главной роли в фильме своего сына, Михаила Левитина-младшего. Картина называется «Подлец» – это такая трагикомедия о семейных отношениях. Там главную женскую роль играет моя дочка, актриса театра «Эрмитаж» Ольга Левитина, я по сценарию ее мать, главную мужскую – Владимир Вдовиченков. Валентин Иосифович Гафт (третий муж Остроумовой. – Авт.) сыграл небольшой эпизод. «Подлец» – первый фильм сына. Он работает режиссером в театре «Эрмитаж», где художественный руководитель его отец – Михаил Левитин-старший. Там он поставил замечательный детский спектакль по рассказам Зощенко «Леля и Минька», потом вместе с сестрой они выпустили спектакль по произведению Лескова «Леди Макбет в Школе клоунов». После этих постановок он выиграл грант на съемки фильма, сценарий к которому написал в соавторстве со своим другом Женей Трефиловым. Съемки проходили два месяца в павильонах «Мосфильма». Кстати, я впервые в постсоветское время столкнулась со съемочной группой, где каждый увлечен фильмом, все работают на общий результат. Сейчас же на многих площадках большая часть людей вообще не понимают, что снимают, сценария в глаза не видели, и, в сущности, им на это наплевать. Тут же я встретила людей, которые горели этой картиной, меня поразило, как сын сплотил их вокруг себя. Даже тот же самый Владимир Вдовиченков был послушен и покладист, хотя меня предупреждали, что характер у него сложный!

[:image:]

– Ольга Михайловна, 21 сентября вам исполнилось 68 лет! В это невозможно поверить, глядя на вас. В чем секрет красоты?

– В возрасте 45 лет я сделала пластическую операцию, тогда у нас в Театре Моссовета было такое поветрие. Потом стала бабушкой, у меня трое внуков (Захар, сын Ольги Левитиной, учится во втором классе, Полина, дочь Михаила, стала первоклассницей, ее родной сестре Фаине три года. – Авт.), и вот когда они стали мне говорить «бабуля», поняла, что очень горжусь этим, каждой своей морщиной, которую я заслужила. Больше к хирургу не пойду и не сделаю никаких омолаживающих уколов. Философия жизни поменялась, к старости нужно относиться как к прекрасному времени, вот только бы болезни не давали о себе знать. Вообще не делаю никаких медицинских обследований, некогда! Честно признаться, мне непонятен смысл фразы «полюбите себя», о себе думаю в самую последнюю очередь, а сначала решаю проблемы близких. Так как у меня родственников много, то приходится это делать постоянно.

[:wsame:]

– Как день рождения провели?

– В спектакле играла, обычный рабочий день. Мне вообще стыдно, когда в мою честь устраивают какие-либо торжества. Это незаслуженно, кто я такая? Не считаю себя выдающимся человеком, актриса, каких много...

Вы спрашивали о секрете молодости – это не подтяжки, как уже поняли, и не всякие там диеты и прочее, а философия. Я очень позитивный человек, вот только в последнее время жить стало грустно, только не спрашивайте, почему...

/Дело личное

Мужья Остроумовой:

Первый муж (с 1969) – сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссером-кинодокументалистом «Туркменфильма».

– Это была студенческая любовь, выскочила замуж, а потом уже подумала: «Зачем это сделала?» – поясняет причины развода народная артистка России. – Прожили вместе мы три года и развелись.

Второй муж (с 1973) – Михаил Захарович Левитин, театральный режиссер.

Дети: Ольга Михайловна Левитина (г. р. 1975), Михаил Михайлович Левитин (г. р. 1983).

Брак Остроумовой и Левитина продлился 20 лет. Через три года, в 1996 году, актриса вышла замуж в третий раз – за народного артиста РФ Валентина Гафта, который старше ее на 12 лет. 2 сентября он отметил 80-летие.

– На его юбилейном вечере сказала: «Мы оба не думали, что дойдем до сегодняшнего дня, не поубивав друг друга». Мне достался гений с очень сложным характером, я гневаюсь и восторгаюсь им, плачу от него и смеюсь – это всё и есть наша жизнь.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика