Тайны создания и съемок легендарного фильма "Афоня"

Георгий Данелия, Евгения Симонова и Александр Бородянский раскрыли тайны съемок знаменитого фильма «Афоня»

Фото: Куравлев и Брондуков // Киностудия «Мосфильм»

Георгий Данелия, Евгения Симонова и Александр Бородянский раскрыли тайны съемок знаменитого фильма «Афоня».

40 лет назад состоялась премьера легендарного фильма Георгия Данелии «Афоня». Впервые он вышел на экраны 13 октября 1975 года. Картину за год посмотрели 62 миллиона зрителей. Главный герой – слесарь-сантехник Афанасий Борщов (Леонид Куравлев) по кличке Афоня – с утра до вечера был занят поиском очередной бутылки. Из-за этой пагубной привычки он пропустил главную любовь в жизни – медсестру Катю (Евгения Симонова), которая по уши влюбилась в него. выяснили, кто заставлял Куравлева снимать штаны перед Симоновой, за что Михаил Светин готов встать на колени перед Данелией и как случилось, что самого Высоцкого не утвердили на главную роль в киноленте.

– Сценарий возник как бы сам собой, – излагает историю создания фильма-легенды 71-летний заслуженный деятель искусств РФ, сценарист Александр Бородянский. – В то время я работал маляром-штукатуром и заочно учился во ВГИКе на сценарном факультете, и жизнь моя была похожа на судьбу героя картины. Сначала я хотел сделать Афоню тоже маляром, а потом остановился на слесаре-сантехнике, так как фигура сантехника тогда была на слуху, про них сочиняли массу анекдотов. Они были, как сейчас модно говорить, в топе обсуждения. Надо сказать, что писал сценарий практически с себя, наделил героя своими лучшими качествами: веселый, добрый, готовый прийти на помощь. Вообще «Афоня» раньше носил название «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа». Один из однокурсников предложил отправить сценарий на профсоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Решил попытать счастья и получил поощрительный приз. После этого мой друг посоветовал отдать сценарий фильма начинающему режиссеру студии имени А. Довженко. Но на студии решили, что наградной сценарий нельзя поручать дебютанту, и отправили его маститому Леониду Осыке, где Афоню должен был играть Борислав Брондуков. Вдруг мне пришла телеграмма, что по решению Госкино режиссером картины станет Георгий Данелия.

[:image:]

Оказывается, на роль Афони претендовал не только Брондуков.

– В кино пробовались польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев, – продолжает сценарист. – В итоге остановились на Куравлеве и не ошиблись. В нем есть что-то манкое, какой-то секрет.

[:wsame:]

Симонова покорила сердце режиссера

Кроме Евгении Симоновой, на роль главной героини – медсестры Кати – пробовалось огромное количество актрис, но юная студентка Щукинского училища покорила сердце режиссера.

– Данелия утвердил без проб, – вспоминает народная артистка России Евгения Павловна. – Мне нужно было параллельно сниматься в другой картине в Башкирии, и я вынуждена была уезжать на съемки. Данелия, конечно, обиделся и был недоволен таким раскладом, поэтому стал искать другую на роль Кати, но ему всё не нравилось. СМИ писали, мол, директор картины буквально выкрал меня со съемочной площадки, но такого не было. Все решилось мирным путем. Режиссер меня отпустил в Ярославль на несколько дней. Я была практически без сна, так как снимали днем и ночью, спать удавалось лишь тогда, когда мы переезжали с объекта на объект.

[:image:]

Сама народная артистка РФ как женщина не посмотрела бы на Афанасия Борщова, а на Куравлева едва не запала:

– На Афоню я бы не обратила внимания, а на Куравлева посмотрела бы (улыбается). Считаю его очень привлекательным, но я не смотрела на него как на потенциального мужчину в силу возраста, он все-таки старше меня на 18 лет.

Куравлев стеснялся снимать штаны

По сценарию Куравлев должен был лежать с Симоновой в трусах под одеялом, он слегка возмутился: «Раздеваться не буду, только до футболки!»

– Леонид не стал снимать штаны, он очень стеснялся быть в трусах перед Женей, – смеется сценарист. – Режиссер так и не смог его заставить, Лёня лежал в штанах под одеялом. Данелия понимал, что в советском кино секс – это не более чем разговор мужчины и женщины.

[:wsame:]

Сам Леонид Вячеславович после смерти жены Нины Васильевны, с которой прожил в браке 53 года, уже на протяжении трех лет ведет затворнический образ жизни и практически не выходит из квартиры.

– Возможно, Леонид обиделся, что былая слава прошла и его уже практически не снимают, – говорит сценарист фильма Бородянский. – Ведь артисты – это те же самые дети, только еще ранимее.

[:image:]

Помню, когда мы с ним последний раз виделись шесть лет назад, он грустно сказал: «Представляешь, я уже пять лет перед камерой не стоял». И было видно, что ему от этого очень горько.

Леонов о своем герое: «Ну какой же он говнюк!»

Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. Он любил свою роль, но не уважал таких персонажей, как Коля.

– Он все время жаловался, что штукатур у него получается слишком плоским, мол, он эгоист еще хуже, чем Афоня, – рассказывает о любимом актере 85-летний Георгий Николаевич Данелия. – Женя всегда в своих героях искал отрицательные черты, чтобы образ сделать как можно объемнее. На съемке одной из сцен достал бумажку из кармана, из нее высыпались монетки. Он их собрал и положил в карман: «Какой говнюк этот штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!»

В 1988 году во время гастролей в Германии у актера случился обширный инфаркт, после операции на сердце он впал в кому на 16 дней. Через три месяца немецкие врачи поставили его на ноги, и Леонов снова вернулся на сцену. Но 29 января 1994 года артист уже не вышел на сцену из-за того, что у него оторвался тромб. Народного артиста СССР похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище, ему было 67 лет.

[:wsame:]

Несмотря на то, что в фильме снимались легенды советского кино, самым невероятным успехом пользовался Савелий Крамаров (по сценарию друг детства Афони, Егоза). Когда он ходил во время съемок на рынок за продуктами, то продавцы всегда задаривали его гостинцами.

– Савелия, конечно, это задевало, когда его принимали за легкомысленного человека и давали соответствующие роли, – вспоминает Бородянский. – Ведь он-то хотел играть серьезных персонажей, даже сделал операцию в Америке по устранению косоглазия.

Крамарова в Америке утвердили на роль без кинопробы, но сыграть ему было не суждено. У него обнаружили рак, несмотря на то, что он был фанатиком здорового образа жизни.

[:image:]

В марте 1995 года 60-летнему актеру должны были сделать операцию по удалению злокачественной опухоли толстой кишки. Но у него внезапно возникло осложнение, врачи отказались делать операцию. Вскоре у Савелия Викторовича случилось два инсульта.

6 июня 1995 года Крамарова не стало. Актера похоронили на еврейском мемориальном кладбище неподалеку от Сан-Франциско.

Вдова Брондукова: «Данелия влюбился в моего мужа»

Самое большое количество аплодисментов срывал Федул, роль которого сыграл Борислав Брондуков. Его реплика «Гони рубль, родственник!» стала визитной карточкой фильма.

– Борислав мог сыграть главную роль в «Афоне», – вспоминает вдова актера Екатерина Брондукова. – Ведь поначалу картину собирался снимать на киевской киностудии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка. Потом приняли решение снять ленту на «Мосфильме», где режиссером стал уже Данелия. Александр Бородянский уговорил Георгия Николаевича пригласить Борю на эпизодическую роль Федула. Однако после проб Данелия буквально влюбился в него, и его роль разрослась до нескольких сцен. Кстати, Борислав долго искал костюм для съемок, перерыл весь «Мосфильм». В итоге стал сниматься в старом свитере самого Данелии.

[:wsame:]

– В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что во время съемок в ресторане, когда он вышел на улицу покурить, швейцар категорически не хотел пускать его обратно. Брондуков так перевоплотился, что в нем было не узнать популярного актера, – утверждает Бородянский.

[:image:]

После роли Федула режиссеры часто предлагали Брондукову роли любителей выпить, а многие зрители и подавно считали актера алкоголиком.

– Это абсолютно не так! – восклицает Екатерина Петровна. – Он всегда держал себя в форме. Ведь железной дисциплине его научил именно Евгений Леонов. Он говорил Боре, что алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист.

В 1984 году 46-летний актер пережил первый инсульт, вскоре его разбил второй, затем врачи выявили у него гематому головного мозга. В 1997 году случился третий инсульт. 10 марта 2004 года актер потерял сознание, и его сердце остановилось.

– Даже перед самой смертью муж все равно боролся за жизнь: его дыхание все время прерывалось, – признается вдова артиста. – За несколько минут до ухода он зажмурил глаза, побелел и перестал дышать...

Светин: «Готов встать на колени перед Данелией»

Народный артист РФ Михаил Светин в фильме «Афоня» сыграл маленькую, но запоминающуюся роль водителя ЖЭКа Воронкова. Изначально Георгий Данелия планировал для персонажа Светина снять еще две сцены, но увы... На съемочной площадке произошел конфликт, из-за которого Михаил Семенович переживает и по сей день.

[:wsame:]

– Даже сейчас готов встать на колени перед Георгием Данелией, – ошарашил нас Михаил Семенович. – Я прожил свою жизнь глупо, обижал прекрасных людей, за что очень стыдно... Съемки «Афони» проходили в Ярославле. Георгий Николаевич пригласил меня, встретил, разместил в гостинице, где были прекрасные условия. По плану было три съемочных дня, а платили мне как за 11 дней. Георгий Николаевич попросил отработать 4 дня, нужно было доснять совместные сцены с Леонидом Куравлевым. Я стал возмущаться: мол, как это так, у меня съемки на телевидении! Данелия выругался матом пару раз и больше со мной никогда не работал, не позвал даже на озвучку. В «Афоне» мой герой говорит голосом другого актера. Сейчас очень жалею о том, что так мало снимался у Георгия Николаевича. Это мой режиссер, которого чувствую и понимаю, мне близко его видение, но увы...

[:image:]

Морской узел и крупа – секрет пышного бюста героини фильма

Георгий Данелия поведал нам удивительную историю о том, как актрисе Татьяне Распутиной, которая в эпизоде танцевала с Куравлевым, увеличили грудь на несколько размеров.

– Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, заболела костюмерша. На съемочную смену она прислала своего мужа, который должен был подтянуть лямки бюстгальтера так, чтобы грудь казалась больше. Так он, недолго думая, взял и затянул сзади на морской узел. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью. Костюмеры насыпали ей в бюстгальтер манную крупу, что еще больше усилило эффект.

[:wsame:]

Финал сценария киноленты все время менялся. По последнему варианту Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и лежит на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Герой Куравлева показывает ему паспорт, где на фотографии красуется кудрявый парнишка с беззаботной улыбкой, а перед милиционером предстает потерянный мужчина со стеклянным взглядом в никуда. На этом моменте фильм и заканчивался.

[:image:]

– Данелия хотел, чтобы Симонова все-таки появилась в конце фильма! – восклицает сценарист Бородянский. – Ведь она получилась такой чистой, нежной и трогательной. Мы решили зафиналить все-таки встречей Кати и Борщова: «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы». Когда Борщов открывает глаза, то никакой Кати рядом нет, это было всего лишь видение.

Несмотря на то, что Афанасий Борщов – халтурщик, пьяница и лгун, он сумел завоевать сердца миллионов зрителей. Ведь в конце киноленты он все-таки изменился, осознал, что жил неправильно. Из-за своей беспечности он даже не приехал на похороны тети, которая заменила ему мать. К сожалению, очень поздно опомнился, когда остался совсем один. Залог успеха этого фильма в том, что его сценарий близок миллионам россиян, судьба героя Куравлева схожа с жизнью простых россиян, которые порой в погоне за деньгами пропускают свою любовь и счастье и даже забывают о самых близких людях. Наверное, этот фильм сейчас нужно включить в студенческую программу образования, чтобы они чаще задумывались о смысле знаменитой фразы немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика