Дочь Михаила Пуговкина: Папу споила его последняя жена
Дочь Михаила Пуговкина в интервью рассказала о конфликте с его последней женой и раскрыла причину смерти отца
Дочь Михаила Пуговкина в интервью рассказала о конфликте с его последней женой и раскрыла причину смерти отца.
13 июля Михаилу Пуговкину исполнилось бы 92 года. В кино он запомнился многим как смешной простак из любимых комедий Гайдая. Он прошел путь от ученика электромонтера до народного артиста СССР. Пуговкин смог стать блестящим актером, но не сумел справиться с ролью отца. Брошенная дочь легенды советского кино Елена Прибрежецкая рассказала о том, почему после смерти папы ей не досталось ни рубля от многомиллионного наследства, кто спаивал Пуговкина и что он сказал любимой дочери за два дня до ухода из жизни.
Михаил Иванович родился 13 июля 1923 года в небольшой деревеньке в Костромской области. Его семья жила очень бедно, поэтому будущий актер имел возможность окончить только три класса школы. Когда Мише исполнилось 13 лет, он вместе с родными переехал в Москву. В столице подросток устроился на тормозной завод учеником электромонтера. После трудового дня спешил на занятия в драмкружок. На одном из спектаклей талантливого юношу заметил директор Московского драмтеатра, известный режиссер Федор Каверин. Он пригласил 16-летнего Пуговкина в свою труппу в качестве артиста вспомогательного состава.
[:image:]
Спустя год Михаила заметили и кинорежиссеры. Он впервые появился в кадре в 1940 году в экранизации романа Горького «Дело Артамоновых». В этой ленте сыграл в крохотном эпизоде купца, его даже не указали в финальных титрах фильма. Съемки закончились 22 июня 1941 года, в первый день войны. 24 июня актер ушел добровольцем на фронт, служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком. В октябре 1942 года Михаил получил тяжелое ранение в ногу, началась гангрена, но ампутации чудом удалось избежать. Затем Пуговкин был комиссован. После такого испытания судьбы актера ждал успех. Его приняли в труппу Московского театра драмы, где он сыграл первую главную роль, потом он, не имея школьного образования, стал студентом престижной Школы-студии МХАТ, попал сразу в любимчики мастера курса, народного артиста СССР Ивана Москвина. В стенах актерской альма-матер встретил первую жену – Надежду Ленину.
[:wsame:]
– Они не доучились во МХАТе, время-то было послевоенное: чтобы как-то выжить, надо было срочно искать работу. Уехали в Мурманск, в Театр Северного флота. Там в 1947 году родилась я, – рассказывает 68-летняя Елена Михайловна Прибрежецкая, в прошлом госслужащая, а ныне пенсионерка. – Пока мне не исполнился год, жила с родителями, они переезжали из города в город, работали во многих провинциальных театрах. Есть было нечего, зарплаты крошечные, тут бы им выжить самим, не говоря уж обо мне... Меня отдали на воспитание бабушке и дедушке в Смоленск. Родители приезжали редко, я вообще считаю, что актерам дети не нужны, они живут для профессии. До 15 лет бабушку с дедушкой называла мамой и папой. Как-то обратилась по имени-отчеству к маме, она не выдержала – расплакалась. Бабушка после этого провела со мной серьезный разговор и объяснила, кого как надо называть и кто мои родители.
[:image:]
Михаил Иванович и Надежда Владимировна 12 лет пытались построить семейное счастье, но в итоге оно разбилось о рифы нищеты и пьянства.
– У отца были серьезные проблемы с алкоголем, плюс к этому он очень ревновал мою маму. Отец больше киноактер, а мама – драматическая театральная актриса, поэтому они постоянно были в разъездах, а это семью не скрепляет. Да к тому же своего жилья у них не было, мыкались по съемным углам. В какой-то момент она не выдержала и подала на развод. Я очень переживала это, но никогда не переставала общаться с папой. Подростком меня бабушка отправила учиться в Москву, я, будучи студенткой, приходила к папе в квартиру к его новой семье, он мне давал деньги, правда, совсем немного, гонорары в то время были крошечные. Когда родился сын, мы с мужем сразу решили назвать его в честь отца Мишей. Папа очень любил внука, старался по возможности помогать мне.
[:wsame:]
Два года после разрыва с Надеждой Михаил Иванович был один. Он остался в Москве, а его бывшая жена уехала работать в престижный в ту пору Омский драматический театр, на сцене которого выступала много лет. Однажды актер возвращался с гастролей и узнал, что в одном вагоне с ним едет известная эстрадная певица Александра Лукьянченко. Он зашел к ней в купе, чтобы выказать свое почтение. Комик с грустным взглядом, усами, вьющимися волосами и военной выправкой сразил наповал замужнюю звезду, которая к тому же была старше его на 11 лет. Она бросила супруга, от которого у нее было двое к тому времени уже взрослых детей, роскошную жизнь в просторной квартире в центре столицы, где все хлопоты были на плечах гувернантки, и ушла в десятиметровую комнату в коммуналке к Михаилу Ивановичу. При жизни в одном из телеинтервью народный артист СССР говорил: «Шурочка – очень мудрая женщина, я многому у нее научился. Она ведь ради меня ушла со сцены».
– У них были прекрасные отношения. Александра Николаевна безумно любила отца, посвятила ему свою жизнь, – уверяет дочь актера. – Низкий ей поклон за это! Почти все свои главные роли папа сыграл благодаря ей, она отучила его от выпивки. Именно во втором браке, мне кажется, он понял, что такое настоящее счастье.
[:image:]
Александра Лукьянченко умерла в 1991 году, она долгое время страдала гипертонией. Они прожили вместе с Михаилом Ивановичем 32 года.
– Папа никак не мог смириться с ее уходом, он впал в депрессию. Пыталась его поддержать, приходила к нему, готовила, убирала. Как только прошло 40 дней после смерти Александры Николаевны, он сказал, что поедет на съемки в Ялту, обещал вернуться, но остался в Крыму. Он хотел сбежать от переживаний, видимо, в Москве ему всё напоминало о ней. В Крыму папа купил дом.
[:wsame:]
На Черноморском побережье знаменитый актер встретил свою третью жену – администратора «Союзконцерта» Ирину Константиновну Лаврову. В июле 1991 года они поженились и поменяли московскую двухкомнатную на трехкомнатную квартиру в Ялте.
– Она вцепилась в него мертвой хваткой! Чтобы отец женился на ней, постоянно подливала ему выпивку. Она понимала, что у отца к тому времени были слава, деньги и неплохое состояние. Через шесть лет они вернулись в Москву, продав недвижимость в Ялте. Столичное правительство подарило папе квартиру на Тверской и земельный участок в элитном районе Подмосковья на берегу реки Истры. Со временем Ирина продала квартиру в центре Москвы и купила две квартиры в Сокольниках, площадью 150 и 70 квадратных метров. Последние годы жизни папа сильно сдал – все болячки разом напали. Ему ведь было уже 85 лет. Отец исхудал, осунулся, почти не вставал с кровати. В больницу его надо было определить, может, врачи смогли бы продлить жизнь, но меня никто не послушал. Она говорит, что он умер от сахарного диабета, но это не так. Его не стало из-за того, что эта дама постоянно спаивала отца. Для меня и моего сына двери квартиры папы были закрыты. Мне удалось поговорить с папой за два дня до смерти, он тогда с трудом выговаривал слова, смог прошептать: «Доченька, я люблю тебя!» Потом он пригласил к себе священника и исповедался...
[:image:]
25 июля 2008 года Михаила Пуговкина не стало. Его похоронили с воинскими почестями и под аплодисменты на Ваганьковском кладбище столицы. В интервью нашему изданию в 2011 году, отвечая на вопрос: «А его родная дочь от первого брака не знала, что отцу плохо?» – Ирина Лаврова сказала:
– Елена все прекрасно знала! Она живет недалеко от нас, но не желала видеть отца и общаться с ним. А вот дочери Александры Лукьянченко, с которой Михаил Иванович прожил вместе тридцать два года, с нами были постоянно на связи. С дочерью Таней все время созваниваемся, а вторую дочь, Юлю, похоронили. Они часто к нам домой приходили, подарили нам двух внуков. И это было наше общее, они и мои дети, и мои внуки – семья очень большая. Внуки и правнуки гордятся, что жили рядом с таким мудрым человеком, как Михаил Иванович, не то что родная дочь, которая считает, что папа – это два притопа, три прихлопа. Вся страна любит Пуговкина, а она, видите ли, не признавала таланта и не почитала его.
[:wsame:]
Как бы то ни было, но родная дочь и третья жена народного артиста так и не нашли общего языка ни при жизни, ни после смерти Михаила Ивановича. Всему виной – квартирный вопрос, который острее всего стоит у москвичей.
– После смерти отца в его квартире живут дети и внуки Ирины Лавровой, все остальное имущество тоже принадлежит третьей жене. Я не получила ни рубля из наследства папы, хотя я его единственная родная дочь. Моему сыну Мише тоже ничего не досталось. Ирина все просчитала, она подговорила отца подписать дарственную и теперь полноправная хозяйка всего, что он зарабатывал долгие годы своим трудом. А я с сыном и мужем живу в двушке площадью 28 квадратных метров в Москве. На эту квартиру мы с супругом заработали сами.
[:image:]
В 2011 году в Омске умерла первая жена Пуговкина – Надежда.
– Маме было 87 лет. Она слегла после инфаркта и инсульта, никак не могла свыкнуться с мыслью, что больше не может выходить на сцену – ее покидали силы. Я часто летала в Омск, хотела маму забрать в Москву, здесь за ней ухаживать, но она решила никуда не уезжать.
[:wsame:]
– Ваши родители после развода поддерживали отношения?
– Сначала вовсе не общались, со временем стали изредка созваниваться. Да и потом, она ведь после развода снова вышла замуж, со вторым супругом прожила 40 лет, у меня есть брат Иван Щеголев, который стал кинорежисcером. Помню, родители поздравляли друг друга с присвоением званий. Мама была заслуженной артисткой России.
Мы поинтересовались у Елены Михайловны – пойдет ли она в день рождения отца и в день его ухода из жизни на Ваганьковское кладбище.
– Нет, не хочу там встретить Ирину, лучше в другой день схожу к папе. Память о нем – святое, я его никогда не забуду. Мне обидно, что его третья жена продала все ордена и медали папы, дала всем своим детям и внукам фамилию Пуговкина, хотя никакого родственного отношения к нам эти люди не имеют.
Народный артист СССР снялся в 100 картинах. Его знали и любили как главного комика страны, но в жизни королю смеха, как выясняется, было не до смеха. В советской комедии «Звезда экрана» он говорил от лица своего героя словно про себя: «На фронте выжил, а здесь – погибну!»
[:wsame:]