Юрий Кузнецов: После смерти жены в доме командует дочь
Легендарный «Мухомор» рассказал, как дочь помогла пережить кончину супруги, а также поведал об ошибках своей карьеры
Легендарный «Мухомор» рассказал, как дочь помогла пережить кончину супруги, а также поведал об ошибках своей карьеры.
[:rsame:]
68-летний Юрий Кузнецов – из «штучных» звезд: один раз увидев на экране, его уже не забудешь. Жаль, нынешние режиссеры этого не понимают – в кризис большой артист, увы, не нарасхват, в чем честно признался «Собеседнику».
«Дочка даже маленькой не была – родилась взрослой и разумной…»
Юрий Александрович встретил нас в своей квартире в Санкт-Петербурге. Уютная гостиная, стены в теплых тонах, мебель, подобранная с большим вкусом…
– Это работа дочки Саши, – с гордостью поделился хозяин. – Она нашла дизайнера, сделала перепланировку. Ездила по магазинам, выбирала стройматериалы, затем диван, стол и остальное.
С того дня, как два года назад ушла из жизни супруга артиста Ирина, Юрий Кузнецов с 19-летней дочерью живут вдвоем.
– Я снимался в картине «Курортная полиция» (показали на НТВ. – Авт.), на юге, уехали в экспедицию. Там получал гонорары и тут же отправлял Саше. Женщины-бухгалтеры удивлялись: «Не слишком ли большие суммы для юной барышни отправляете, Юрий Александрович, с умом ли потратит?» Но я-то свою дочь знаю – она разумный и здравомыслящий человек.
[:image:]
– Больше скажу – когда кто-то из знакомых, кто знает нашу семью много лет, вдруг вспоминает: «Вот когда Саша маленькой была…», я шутливо перебиваю: «Что вы, Саша никогда не была маленькой!» Иногда мне кажется – она сразу родилась взрослой, серьезной. Конечно, пока росла, я умилялся каждое утро, наблюдая, как меняется личико, движения. Мы с Ирочкой, женой, с дочкой не сюсюкали, когда она родилась, мы ведь оба были взрослыми, сложившимися людьми: мне 49, Ире 40.
[:rsame:]
– Что такое актерское счастье, Юрий Александрович?
– Трудный вопрос. Знаете, почти не смотрю телевизор. Но недавно случайно включил и попал на фильм «Благословите женщину». Героиня Инны Чуриковой говорит: «Театр – это тюрьма. Это как Анна Каренина под колеса поезда попала». Актер мечтает о работе, о хороших ролях, и ожидание порой тягостное – годы-то идут.
– К сожалению, вас нечасто сегодня можно видеть на экране.
– Это так, увы. А хочется играть. Героев. Правда, не очень понимаю, кто у нас сегодня герои. Вот в советское время Николай Крючков, Алексей Баталов, Николай Рыбников играли передовиков производства, работяг. Драматургия мощная, идеологический посыл.
[:image:]
– По тону чувствуется – вам комфортнее, душевнее было в советское время.
– Пожалуй, да. Нам ведь каждый день говорили о прогрессе, о том, что страна развивается, идем вперед мощными шагами. Полетели в космос, вырастили урожая в три раза больше, чем в прошлом году, – ура! Я ходил в школу мимо зеленого забора, на нем крупными буквами было написано: «Наше поколение будет жить при коммунизме!» В 90-е нам вдруг начали объяснять: мол, неправильно жили, не туда шли… Партийцы заторопились сдавать партбилеты. Мне, правда, не пришлось – никогда не состоял в партии.
[:rsame:]
«В команде Алексея Германа про меня сказали: «Надо же, какой наглый!»
– Друзья усаживают меня за книгу: напиши да напиши, мол, тебе есть что вспомнить, – продолжает мой собеседник. – Пока отнекиваюсь. Но время свободное есть, может быть, и напишу.
– Будет интересно почитать: жизнь ваша богата на события, встречи.
– Я работал в замечательном Омском академическом театре. Прекрасные коллектив и дирекция. Полные залы, аншлаги. Однажды приехал Виктор Федорович Аристов, второй режиссер Алексея Германа. Зашел в наш театр (а был понедельник, выходной), увидел мою фотографию, спросил у кого-то, как меня найти. И в тот же вечер пришел ко мне домой, пригласил на пробы фильма «Мой друг Иван Лапшин». И я поехал, впервые оказался в Ленинграде. А мне было уже лет 35.
[:image:]
Два дня репетировали – только для проб (Алексей Герман всегда крайне тщательно подходил к работе!). На третий день стали снимать. А у меня в 11 вечера уже самолет в Омск, там спектакль. Переживал, как бы не опоздать, поэтому съемки мало волновали. Я даже как-то покрикивал оператору: «Поставьте камеру там, а я вот тут встану!» Позже мне рассказывали, что все на «Ленфильме» потом говорили: «Какой же наглый этот Кузнецов – без году неделя в кино, а уже командует» (смеется).
[:rsame:]
– Вы довольны тем, как сложилась ваша актерская судьба?
– (Пауза.) Наоборот. Думал не раз и сейчас размышляю: наверное, другой профессией нужно было заниматься. Когда с Сашей гуляем по Петербургу или по Москве, я рассказываю: тут мы снимали такую-то сцену… На Васильевском острове предлагаю дочери: давай зайдем на Смоленское кладбище – смотри, вот там мы с Сережей Бодровым сидели, когда снимали «Брата». Потом добавляю: «Саша, жаль, не могу тебе сказать, что вот этот дом я строил, тот кирпичик я положил...» Кино – это ведь нечто эфемерное, приносит ли пользу?
Вот о чем думаю все чаще (пауза). Я напрочь лишен самолюбования, нарциссизма – качеств, которые должны быть присущи артисту. В театре не люблю выходить на поклоны, смущаюсь.
[:image:]
– Горечь и грусть сквозят в ваших словах, а не нужно бы. Вот про некоторых артистов люди говорят: «Везде лезут – надоели». А о вас только хорошее – любят.
– (Улыбается.) Недавно я был в Москве, зашел в книжный магазинчик. Подошла молодая женщина. Сказала: «Извините, я не помню, как вас зовут, но вы мне очень нравитесь как артист!» Я улыбнулся, пошутил: «Я ему передам, что он вам нравится». Нет, конечно же я благодарен творческой судьбе. За все роли, которые сыграл. За то, что не пришлось играть … совсем уж мерзавцев. Ни о чем не жалею.
[:rsame:]
«И так жизнь тяжелая...»
– 20 лет назад, в 1995-м, милиционер из Петербурга Андрей Кивинов впервые представил коллегам из отдела свои рассказы, которые впоследствии переработали в киносценарий, так родился легендарный сериал «Улицы разбитых фонарей». Какое место занимают эта картина и роль Мухомора-Петренко в вашем сердце?
– Чудесная была история. Задумка принадлежала Александру Капице, он стал первым продюсером ленты. Как-то даже Алексей Юрьевич Герман (человек суровый, немногословный, нечасто выражал эмоции и тем более одобрение), встретив меня на «Ленфильме», сказал: «Капице надо вручить золотую премию – за ту картину, очень достойную». Это Герман говорил, который вообще-то свысока относился к сериалам! Впрочем, у нас был даже не сериал – художественная история. А как точно подобраны артисты! Мы получали море удовольствия, играя.
[:image:]
… В 2004 году Капица умер. Пришли другие продюсеры. Сериал и съемки превратились в настоящий конвейер. Приходили новые режиссеры, я спрашивал их: «А вы предыдущие серии смотрели?» В ответ получал: «Еще чего – смотреть чужое, замыливать взгляд! Я буду снимать свое кино!» Как такое может быть?! Вы пришли в готовую успешную ленту…
Сценаристы новых серий делали, что хотели:
[:rsame:]
– Они прописали моему герою вторую жену, затем третью… Я пытался спорить: «Мухомор – он же типичный однолюб, и жена у него может быть только одна!» Но меня даже не слушали. Авторов несло. Ларина (Алексей Нилов. – Авт.) теперь вывели каким-то донжуаном в погонах – одна подруга, вторая, третья, пятая... У Дукалиса появлялись мамы, сестры, чуть ли не в каждой серии разные. И сдулся сериал. А ведь можно было выстроить интересную драматургию, проследить жизни героев – если не гнать материал, а побольше думать о качестве.
– С ребятами-коллегами, с которыми вместе в «Фонарях» снимались (Селин, Нилов, Трухин и другие), общаетесь сейчас?
– К сожалению, нет – развело время.
[:image:]
– В последние годы вас нечасто можно увидеть на экране. Почему?
– Сценарии-то присылают, предлагают. Читаю очередной: «31 декабря, новогодняя ночь. Женщина встречает подругу с дочкой. Зашли в магазин, разговаривают. Выходят. Вдруг мимо проезжает машина, оттуда высовывается человек с автоматом. Выстрелы, кровь на снегу…» Это начало. Я говорю продюсерам: «И так жизнь тяжелая, зачем же еще фильмами всю страну окончательно в депрессию вгонять?!» Мне в ответ: «Не нравится – не снимайтесь. А мы возьмем другого артиста, не такого капризного».
– Два года назад поклонники ваши выступали (писали на сайтах в интернете и ответственным чиновникам), чтобы вам дали звание народного артиста. Так и не дали?
– Нет. Но опять без лишнего кокетства скажу: зачем? В советские времена за заслуженного давали шесть метров дополнительной жилплощади в квартире бесплатно. За народного – проезд бесплатный, еще какие-то льготы. Сейчас…ничего этого нет. Разве что народных привозят-отвозят на спектакли да в поезде проезд не в плацкартном вагоне, а в купе… Думаю: будь я народным, не народным – та женщина в магазине все равно бы подошла ко мне. И все равно сказала бы те теплые слова, от которых на душе стало немного светлее. В общем, совсем не в званиях дело.
/справка
Юрий Кузнецов родился в 1946 году в Абакане. Служил в Хабаровском, Омском драмтеатрах. В его официальной биографии значится, что в кино дебютировал в 1973-м, в фильме Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». На самом деле первая картина Кузнецова – в ленте Ю. Германа «Мой друг Иван Лапшин», но германовская работа несколько лет пролежала на полке (не пропускала цензура).
[:wsame:]
[:wsame:]