Мария Аронова: У женщин в России что ни день - то подвиг

Актриса Мария Аронова рассказала о тяжелых съемках в «Б­атальоне» Месхиева, а также настоящих о героях в кино и в жизни

Фото: АГН «Москва»

Мария Аронова

Актриса Мария Аронова рассказала о тяжелых съемках в «Б­атальоне» Месхиева, а также настоящих о героях в кино и в жизни.

В прокат вышел фильм «Б­атальонъ» о Первой мировой. На этот раз супергероями (героинями) вывели простых русских баб. Мария Аронова сыграла главную роль – женщины-офицера Марии Бочкаревой. В интервью нашему корреспонденту народная артистка призналась, что за время съемок успела полюбить свой персонаж. Но вот подражать Марии Л­еонтьевне не готова.

У женщин в России что ни день – то подвиг

– В СССР нам в школе женский батальон представляли анекдотично: девочки чуть ли не в кружевных панталончиках защищали Зимний дворец от матросов и солдат в 1917-м. А потом Керенский вроде бы как тоже переоделся в женское платье и бежал. Теперь вдруг выясняется: совсем не так было и уж точно ничего смешного.

– Я и сама, приступая к съемкам, не знала, что происходило сто лет назад на самом деле. Прочла кипы книг о той эпохе.

Я даже не представляла истинных масштабов трагедии. Мужчины в панике, дезориентированы. Как в фильме идеологический противник моей героини кричит в истерике: «Мы раньше воевали за царя, а теперь царя свергли, за кого в бой идти?!» Они, как рыбы с оторванной головой: тело вроде бы дергается по инерции – но для чего, зачем?

Идеология рухнула. Шла же целенаправленная работа по развалу армии, офицеров перестали воспринимать как командиров и авторитетов – провокаторы в окопах науськивали солдат, внушая, что не подобает русскому мужику кого-либо слушать.

– Вы верите в революционный заговор? Что не сам народ устал терпеть власть и скинул царя?

– Верю в заговор абсолютно. Большевики же шахматную партию разыграли, а народ оказался пешками в этой игре.

– Нет ощущения, что скоро от нас, слабого пола, страна снова подвигов потребует?

– Да у российских женщин что ни день – то подвиг. Но мы, работая над фильмом, все же старались отойти от политики. Кстати, Мария Леонтьевна была против царизма, но и против большевиков тоже. У нее – своя идея: чтобы враг по нашей земле не ходил. Я сыграла, что она этих девочек, свой батальон, как дочек, любит.

– Судя по биографии, своих детей у героини не было.

– Не те мужчины попадались: пили, били, детей ей не сделали. Да будь у нее сыночек или доченька, разве пошла бы на войну? Вряд ли. А так пришлось вынужденно героиней стать, этих девочек, чужих, в сердце принять. Я так сыграла.

Хотя на самом деле, быть может, все было иначе. Есть же книга «Яшка», воспоминания самой Марии Леонтьевны, а там эпизод: одна из последних атак, уже понятно, что все их бросили и батальон вот-вот погибнет… И одна девочка, видимо, от отчаяния уединилась в кустах с солдатом – из тех, что ранее пришли на подмогу. Бочкарева в книге вспоминает, как заколола ее штыком и рука не дрогнула.

Наверное, нам в кино не нужна такая правда. Потому что у нас история о другом. О подвиге. О силе и величии духа. Как бы то ни было, но я искренне полюбила Марию Леонтьевну. Она честная, она за Родину.

Я вообще за честность. За честное отношение к работе. Съемки «Батальона» – яркий пример. Условия тяжелейшие, нагрузки нечеловеческие. Батальные сцены. Бежишь по мокрой глине, а сзади еще человек 150. С винтовками, а на винтовках штыки, и они в пяти сантиметрах от твоей шеи, от головы. Никто не испугался, не сломался, не попросился домой – каскадеры, женщины из массовки, которые уж точно не должны в окопах в грязи сидеть. Но сплотились, кутались, друг к другу жались, пытались обогреться, потому что решили снять честное, достойное кино. Об этом бесконечно долго могу говорить.

Наша семья абсолютно аполитична

– Кто были ваши герои в юности? На каких идеалах вы воспитывались?

– Не знаю, почему, вдруг вспомнился Брежнев. Почему-то маленькой я его нежно любила. На горшке подъезжала к телевизору, когда его там показывали, тянула ручки и лепетала: «Беня!» Почему – Беня? Может быть, предчувствовала, что когда-то буду играть его дочку (в телефильме «Охотники за бриллиантами». – Авт.). Если серьезно, то кумиров не было. Среди политиков – тем более.

– Не интересны?

– Семья наша абсолютно аполитична. И кстати, мне никогда не рассказывали, что надо на кого-то равняться. Один раз мама привела моему брату в пример мальчика-отличника, так брат очень серьезно попросил ее: «Пожалуйста, никогда меня ни с кем не сравнивай, я – какой есть». И больше сравнений не было – мама очень уважала нас, детей.

Да и потом, зачем искать кумиров на стороне? Во-первых, сама мама была удивительная личность, умница. Ее уже нет на свете, но я помню все уроки и мягкие наставления. Помню и такие ее слова: если ты родила детей, неважно, сколько прочла философских книжек и кто у тебя на столе – Блаватская, Рерих или Соловьев, ты должна встать и мыть посуду. Никакой гордыни и рассуждений, что устала или «я – творческая личность», быть не может.

Абсолютной героиней была моя прабабушка (я прекрасно ее помню – она дожила до преклонных лет) Мария Степановна Гусарова. Из зажиточной семьи мельников, красавица необыкновенная. В революцию осталась буквально нищей. Во время Великой Отечественной потеряла единственного сына – он был пулеметчиком и пропал без вести. До конца своих дней прабабушка мечтала, что однажды позвонят в дверь, она откроет и войдет ее сын Шурик. При этом никогда не жаловалась, не сетовала.

Мама моя про нее говорила с восхищением: «Даже когда нечего было есть, Мария Степановна ни у кого ничего не просила, не побиралась». Всегда с прямой спиной и высоко поднятой головой.

– У вас сын и дочь. Как их воспитываете? Что объяс­няете?

– Что надо быть милосердными к ближним. Что надо уметь найти грань между гордыней и чувством собственного достоинства. Не все просто, сейчас такой «кризис жанра». И в театре, и в кино.

Это с Дмитрием Месхиевым (режиссер «Батальона». – Авт.) нам всем здорово повезло: умница и профессионал, умеющий объединить и вдохновить, я теперь за ним в огонь и в воду (так же, как и за продюсером Игорем Угольниковым).

Но есть ведь и другие в профессии. Увы. Когда режиссер важно говорит артисту, на полном серьезе: «Войдите в луч, пройдите 5–7 шагов, хрюкните и выйдите… Вы не спрашивайте – зачем, вы делайте!» Как вам это нравится? Я вам что – дрессированная собачка? Такая сейчас режиссура.

А ведь меня, например, учили другому искусству. И это рассказываю детям. Сыну и вовсе объяснять ничего не надо – сам актер и понимает. Я ему желаю, чтобы на пути встретился такой мастер, как Месхиев. Таких мало, но они есть.

Честное отношение – вот идеология. А не выпендреж.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика