"Сын" Бондарчука: Приемные дети стали ближе родных
Павел Полунин не стал известным актером, но выучился на слесаря, работал таксистом и сейчас выкручивается, как может
Павел Полунин не стал известным актером, но выучился на слесаря, работал таксистом и сейчас выкручивается, как может.
[:rsame:]
55 лет назад советские зрители впервые увидели ставший культовым фильм «Судьба человека».
В главной роли – солдата Андрея Соколова – снялся сам режиссер Сергей Бондарчук. По сценарию его жена и дети погибли под бомбежками. Когда жизнь, казалось, была кончена, герой Бондарчука встретил шестилетнего Ванюшку-беспризорника и сказал, что он его родной отец... Наш корреспондент разыскал того самого Ванюшку. Оказывается, его тоже бросил родной отец, а теперь он не общается с собственными детьми. Бывший актер, а ныне инвалид, живет в Подмосковье на 8 тысяч рублей в месяц.
Павел Евгеньевич Полунин – человек непростой судьбы. Он появился на свет в 1953 году под именем Павел Борискин, которое досталось от родного отца – актера Владимира Борискина, известного по фильмам «Нахлебник», «Беспокойная весна», «Ленинградская симфония», «Воскресение». Именно он и привел сына на площадку, но впоследствии на съемках маленького Пашу сопровождала только мать. У Владимира Борискина был тяжелый и взрывной характер, он часто выпивал, срывал рабочий процесс. В 1961 году из-за крупной семейно-бытовой ссоры был осужден на два года исправительно-трудовой колонии. После освобождения жену и сына больше не видел.
[:image:]
Пока мужчина отбывал срок, мать Павла оформила развод, а вскоре снова вышла замуж за режиссера Евгения Полунина. Их знакомство произошло так: Евгений во время учебы во ВГИКе пригласил Павлика поучаствовать в съемке своих киноработ. На съемочной площадке они и встретились. Затем Евгений Полунин усыновил Пашу, подарил ему всю свою отцовскую любовь, ведь мальчик так и остался его единственным сыном, пусть и приемным. Семья переехала из столицы в город Железнодорожный Московской области. Павел Полунин говорит о «втором отце» с теплотой:
– Я очень любил его, он стал для меня самым родным, настоящим отцом! Евгений Николаевич был очень добрым и отзывчивым человеком, несмотря на тяжелую судьбу: папа очень рано узнал, что такое война, был в «мертвой зоне» на Курской дуге. Он научил меня многому...
– Павел Евгеньевич, а как же так получилось, что потеряли связь со своим родным отцом?
[:same:]
– Родители развелись, мне было семь лет. Тогда еще ничего не понимал: как мама говорила, так и делал. Я очень любил мать, и, если она не общалась с отцом и не хотела его навещать, значит, так было нужно. Знаю, что после освобождения из тюрьмы отец уехал на родину в Саратов, в Москве ему на тот момент негде было жить. Он оборвал все ниточки с прошлой жизнью – с искусством завязал, туда ему путь был заказан, да и с нами никакой связи не искал, видимо, не хотел.
– Как вы это перенесли? Ведь для маленького мальчика так важен отец, его мужская поддержка.
– На время съемок мне в какой-то степени папу заменил Сергей Федорович Бондарчук. Он очень расположил к себе. Весь этот период мы были вместе. И в командировках, независимо от того, была для меня работа или нет, я все время был с ним, чувствовал его поддержку... Один раз даже привез мне игрушку из Японии. Сергей Федорович рассказывал сказки, был очень ласков, я знал, что рядом со мной есть крепкое мужское плечо, на которое могу опереться. Между нами появилась особая связь. Результат превзошел все ожидания – моя игра была очень достоверной.
[:image:]
К 45-летию выхода фильма на экраны Павел попытался связаться с Федором Бондарчуком, сыном знаменитого режиссера, для того, чтобы организовать юбилейные мероприятия, но тот отказался, ответив, что он этим не занимается.
– Что касается съемок, я просто не мог подвести Сергея Федоровича, так как был утвержден на роль окончательно самим Михаилом Шолоховым. Это произошло так: вся съемочная группа, вся команда приехала в станицу Вешенскую, нас выстроили в ряд, и Михаил Александрович стал ходить, смотреть на всех и говорить: «Где же наш Ванюшка?» Сергей Бондарчук показал на меня. Шолохов потрепал по белым волосам, которые мне тогда уже перекисью вытравили, сказал: «Ну, посмотрим, какой из тебя Ванюшка получится...»
После выхода на экраны «Судьбы человека» Павел Полунин сыграл еще в нескольких фильмах: «Первое свидание», «Аннушка», «Заре навстречу». Но роль беспризорника Ванюшки так и осталась главной.
[:rsame:]
Когда актерская карьера Полунина закончилась, он не смог покинуть съемочную площадку – стал ассистентом режиссера, пробовал поступить в театральный институт, но тщетно.
– Ваш отец Евгений Полунин был режиссером. Почему вы не попросили его о помощи в построении актерской карьеры?
– Не хотел, чтобы мне кто-нибудь помогал. Я целых три раза пробовал сам поступить во ВГИК. Один раз на актерский факультет, два раза на режиссерский. Не получилось – ну и что ж теперь! Папа расстраивался, конечно, он бы очень хотел, чтобы я продолжал работать в творческой среде. Но зато всю свою жизнь я был счастлив, что добился всего сам. К тому же неудивительно, что с искусством у меня не сложилось – в детстве ни в каких театральных кружках не занимался, был всецело поглощен спортом. Увлекался футболом, лыжами, акробатикой.
– А почему не стали профессиональным спортсменом?
– В 10 лет начал заниматься футболом, за два года натренировался как следует и поехал поступать в «Спартак». Как оказалось, научился играть слишком хорошо – в детской команде мне ребята были уже не конкуренты, там было неинтересно играть, а до взрослой еще не дорос. Так и проиграл 36 лет в полупрофессиональной команде. А лыжи и прочее скорее для поддержания физической формы.
[:image:]
– В итоге кем стали?
– Поступил на ученика слесаря на деревообрабатывающий комбинат. Вырос до слесаря, затем молодежная комсомольская организация выбрала меня секретарем, а через 8 месяцев ушел работать в обком комсомола, занялся туризмом при обкоме. Когда наступили 90-е, надо было искать что-то другое. В тот момент жили тяжело, перебивались с копейки на копейку. Тогда ради того, чтобы прокормить семью, я работал даже с криминальными структурами... Пережил два дефолта, мое поколение хлебнуло сполна. Когда ситуация в стране выровнялась, инженером работал и в такси пять лет трудился.
На дорогах Москвы – постоянно нервные ситуации, однажды я получил инфаркт. Приехал как-то на вызов, забрал клиента, довез его до назначенного места и вдруг почувствовал, что мне плохо. Наспех припарковал машину, еле-еле успел позвонить диспетчеру, сказать, что теряю сознание и где нахожусь. Это не было спровоцировано какой-то конкретной ситуацией на дороге, просто работа водителя такси очень ответственная, ведь, когда к тебе садится пассажир, нужно думать не о том, сколько ты срубишь денег, а о том, что этот человек доверил тебе свою жизнь. И ты обязан довезти его в целости и сохранности.
– На какой работе лучше всего зарабатывали?
– Моя самая большая зарплата была в шесть лет, когда снимался в кино. Это были 1958–1959 годы. Я тогда получал 1000 рублей, а мама, будучи моей опекуншей, получала 800 рублей. Это были огромные деньги по тем временам. Булочка стоила 7 копеек. Мама постоянно баловала меня, в буфете «Мосфильма» мы покупали бутерброды с черной икрой, торт «Прага». В общем, ни в чем себе не отказывали.
[:image:]
– А на других работах какой был доход? Наверное, в такси можно неплохо зарабатывать, особенно в ночное время?
– Если работать по 12 часов в сутки с одним выходным, то можно заработать 35.000 рублей в месяц. Хорошо еще, если попадется какой-нибудь клиент, который будет постоянно заказывать именно мой автомобиль, давать на чай. А ночью мне работать не нравится, это очень тяжело. Все вечером наглеют, перестают соблюдать правила, могут проехать на красный свет, а могут и вообще сесть за руль в нетрезвом состоянии, а это крайне опасно.
За свою жизнь Павел Евгеньевич трижды был женат. О первых двух браках мужчина рассказывает неохотно, как и о своих родных детях, с которыми давно не общается.
– Конкретной причины или ситуации в разводах не было, мы прожили вместе много лет, но потом поняли, что абсолютно разные люди и порознь легче. Вашему поколению сейчас повезло – для того чтобы проверить отношения, можно пожить в гражданском браке. А раньше так нельзя было! Расставались с бывшими тихо-мирно: я брал только носки и уходил. Оставлял жене и детям абсолютно все.
[:image:]
После разводов отношения Полунина с детьми не сложились.
– Нет никаких взаимоотношений ни с сыном, ни с дочерью. Так уж вышло... Я не скажу, что не хотел этого – все дело было в жене! После развода она оградила детей от меня, запрещала нам видеться. Почему она была против того, чтобы я принимал участие в их жизни и воспитании, я до сих пор не могу понять. Но я не унываю по этому поводу и считаю: что Бог ни делает, все к лучшему. Я сейчас нахожусь на своем месте. Моя третья жена и дети – самые близкие люди на свете, очень их люблю.
Нынешняя избранница Павла Евгеньевича – Зинаида Анатольевна, которая подарила ему двух дочерей и внуков. Биологическим отцом и дедом Павел Полунин им не приходится, но любит, как своих, отмечая, что духовное родство намного важнее кровного.
– Моя любимая Зиночка дает мне почувствовать себя настоящим мужчиной. Я искал ее всю свою жизнь! Зинаида Анатольевна – поддержка и опора, в трудные времена всегда была рядом.
К тому же моя супруга – красавица, умница, постоянно следит за собой. Еще мы любим с женой путешествовать по Золотому кольцу России, куда-то ездить на выходных – отдых дарит положительные эмоции и впечатления, а это ведь залог здоровья и молодости. Я на Зинку никак не налюбуюсь, молодушка.
[:image:]
Павел Евгеньевич с женой до сих пор живет в той маленькой однокомнатной квартире в г. Железнодорожном, в которой жил еще ребенком.
– Чем вы занимаетесь сейчас? Дети помогают?
– Я работаю, но не могу сказать, где. А что еще делать? На одну пенсию не проживешь! Дети помогают, но все равно не шикуем, хочется жить получше. Пенсия у меня 8000 рублей, государство доплачивает за инвалидность III группы 1447 рублей (инвалидом стал после перенесенного инфаркта. – Авт.). Как жить на эти деньги? У жены пенсия примерно такая же. Сейчас мы пытаемся сделать хотя бы самый простой косметический ремонт в квартире – поклеить обои, заменить некоторые совсем старые вещи. Вот и приходится выкручиваться!
– Павел Евгеньевич, а вы о чем-нибудь жалели в своей жизни?
– Только об одном – что не встретил раньше свою жену Зинаиду Анатольевну. Жалею, что у нас нет совместных детей, хотя ее дети, конечно, для меня родные, любимые. А вот внуков зато я растил практически всех с рождения.
[:wsame:]
[:wsame:]