Юрий Любимов и ужас частного человека на разрыве времен

Когда 2 октября Юрий Любимов попал в больницу, мало кто сомневался, что он выйдет оттуда на своих ногах и продолжит работу, как два года назад. Тогда-то как раз боялись, что всё – 95 лет, да еще стресс

Фото:

Когда 2 октября Юрий Любимов попал в больницу, мало кто сомневался, что он выйдет оттуда на своих ногах и продолжит работу, как два года назад. Тогда-то как раз боялись, что всё – 95 лет, да еще стресс...

А Любимов вышел из комы, выписался, закончил «Князя Игоря» в Большом и «Школу жен» в Новой Опере.

Вот и сейчас ждали. Да, недавно отметил 97 лет, но это же Любимов! И только в узких театральных кругах через несколько дней полушепотом заговорили о том, что врачи дают ему не больше трех дней...

Любимов начинал актером в Театре им. Вахтангова. И те, кто видел его на сцене, знали: он имел право нещадно муштровать своих артистов, ибо и сам был универсальным актером. Стоит посмотреть его в роли Мольера в уцелевшей, слава Богу, телепостановке Эфроса или вспомнить его Сталина в собственной версии солженицынского «Круга первого».

В 1963-м со студентами «Щуки» он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого началась Таганка. Любимов умудрился соединить традиции русского психологического театра с площадной эстетикой Брехта.

Он никогда не срывался в плакат, в плоскую аллегорию, – его темой всегда были боль и ужас частного человека на разрыве времен; его театр вселял силу, заставляя делать единственно возможный выбор. Любимов был невыносим, да. И он имел право быть невыносимым – потому что от артиста и зрителя он добивался максимума.

Даже враги вспомнят его добрым словом, потому что он дотягивал их до своего масштаба. Он прожил так долго и сделал так много, потому что и самого себя гнал от вершины к вершине, от испытания к испытанию. После «Гамлета» казалось – ну, куда выше? Но потом были «Пугачев», «Дом на набережной», «Преступление и наказание», а в последние годы – «Бесы», рядом с которыми все прочие трактовки Достоевского на сцене кажутся вялыми (а Любимову уже было 95!).

Любимов сделал главное. Раньше при слове «Таганка» вспоминалась тюрьма. Теперь – один из высших взлетов культуры ХХ века. Господи, кто бы тут построил Лубянский и Бутырский, а то и просто Русский театр драмы и комедии?!

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика