Олег Меньшиков: Опять деньги... Проклятые деньги
Народный артист России Олег Меньшиков вот уже два сезона отработал худруком Театра имени Ермоловой. Площадка стала одной из самых модных, хотя худруку такой эпитет не по нраву. Залы полны. Ну а у Олега Евгеньевича уже на следующий сезон наполеоновские планы
Народный артист России Олег Меньшиков вот уже два сезона отработал худруком Театра имени Ермоловой. Площадка стала одной из самых модных, хотя худруку такой эпитет не по нраву. Залы полны. Ну а у Олега Евгеньевича уже на следующий сезон наполеоновские планы. О них он и рассказал «Собеседнику».
Почему бы в театр не пойти ночью?
– Олег Евгеньевич, как вы оцените свой второй сезон в Театре Ермоловой?
– Первый мой сезон был, что называется, поисковым. Мы попробовали то-сё, пятое-десятое. И это правильно, потому что в принципе о формировании нового театра даже сейчас говорить страшно. Это лет через пять можно делать какие-то заявления по поводу осуществления планов или неосуществления оных.
Три последние премьеры в театре – и «Гамлет», и «Демон», и «Из пустоты...» – это абсолютно разные спектакли. На «Из пустоты...» мы вообще были не уверены, что пойдет зритель. Ведь на этом спектакле полтора часа читают стихи. Кто-то лучше, кто-то хуже, но артисты читают стихи, и зритель их слушает. На этом спектакле у нас заполняемость зала 93% от аншлага. Это очень серьезный показатель.
«Демон», которого мы только выпустили, тоже был под вопросом. Думали, очень трудно будет продаваться. Но, как только заработало сарафанное радио, люди пошли в кассы за билетами. Самая лучшая реклама в Москве и в России делается только с помощью сарафанного радио.
– У вас есть особая стратегия, планы?
– Стратегия не определяется планами. Я полагаюсь на интуицию. Как вам объяснить? Приходят ко мне все время режиссеры, молодые и опытные, и каждый из них рискует. Что-то даешь им на откуп, что-то пытаешься поправить. Новый сезон... опять деньги. Проклятые деньги. Департамент культуры, конечно, помогает. Но как? Как и всем. На те деньги, которые дает департамент, дай бог хотя бы один спектакль выпустить. Все так существуют. Чтобы деньги были, нужно, чтобы зритель ходил в театр.
Для нас, да и для всей театральной Москвы тоже, грядет достаточно серьезное событие.
[:image:]
– Что за событие?
– Открытие Новой сцены. Здесь же, в помещении театра. На Новую сцену будет отдельный вход с Никитского переулка. Зал рассчитан на 140 мест. Мы думаем, если все департаменты Москвы соберутся и наконец подпишут нам акт, что мы можем эксплуатировать это помещение, играть в нем, то мы планируем 27 сентября открыть Новую сцену, а 30 сентября играть там премьеру.
Кстати, мы также планируем сделать там еще и площадку для экспериментов. Это будет новое театральное пространство в старом театре. Там будут проходить читки пьес молодых авторов. Откроем ланч-театр так называемый.
– Это что такое?
– Там, где будет буфет – правда без горячего, ведь это не кафе и не ресторан, – будет место, где можно посидеть, пообщаться, поставить диск со своими любимыми фильмами. В театре все время должна быть какая-то жизнь. Даже на ночь мы решили задействовать пространство. Будем устраивать ночные показы. Люди же ночью в кино ходят, почему бы теперь и в театр не пойти?
[:image:]
Прекрасно, что я занимаю первое место
– Вы уже столько времени руководите театром...
– ...сколько времени?! Два года!
– За эти два года вы заметили, что стали оказывать какое-то личное влияние на актеров? Может быть, они от вас что-то переняли?
– Это лучше спросить у них. Но я думаю, что в любом случае есть что-то. Это неизбежно. И плохое переняли, и хорошее. Все равно, если человек у руля, командует, естественно, этого процесса копирования не может не быть.
– «Демон» у вас – очень смелый эксперимент. Спектакль без единого слова, построенный только на пластике. Большой риск. Как вы пошли на это?
– А мы все время рисковали, весь сезон. А поэтов читать на полный зал – это ли не риск? А зачем мы тогда существуем?
– «Демон» – еще и эстетическое зрелище. Очень красивый спектакль.
– Поэтический вечер тоже ничего.
[:image:]
– Но все-таки первое место по посещаемости, по продаже билетов занимает ваше выступление с вашим же духовым оркестром.
– Это вы мне, что ли, в упрек ставите? И прекрасно, что я занимаю первое место.
– Второе место тоже за вами. Это спектакль «Игроки», тот, что вы ставили еще в «Товариществе 814».
– Да. Зато третье место – новый спектакль «Из пустоты...»
– Гордитесь?
– Рано мне еще гордиться. Мне надо работать и работать! Поэтому гордиться я буду... на пенсии! (Смеется.)