Вдова режиссера Алексея Германа рассказала, как убивали фильм "Мой друг Иван Лапшин"
На недавно прошедшем Венецианском кинофестивале Россию представляла отреставрированная картина Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин». В Венецию фильм привозили вдова режиссера Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший
На недавно прошедшем Венецианском кинофестивале Россию представляла отреставрированная картина Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин». В Венецию фильм привозили вдова режиссера Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший.
«Убейте, но я не соглашусь!»
Алексей Герман-старший скончался в феврале нынешнего года. За несколько месяцев до этого он попал в больницу с внутричерепными гематомами. Неудачно упал, когда супруга собиралась перепрограммировать ему кардиостимулятор. Через несколько дней режиссера прооперировали, удалив гематомы. Однако вскоре он заболел пневмонией. Вдове Германа Светлане Кармалите до сих пор трудно вспоминать о муже.
– Я не говорю о муже, выстроила такую защитную систему, – пояснила нам Светлана Юрьевна. – Не хочу, чтобы она обрушилась... После того как на Каннском фестивале фильм «Хрусталев, машину» не получил никаких премией, Лёша очень переживал. Я впервые в жизни видела его серьезно расстроенным, хотя у нас была непростая жизнь. Я по этому поводу не переживала, а он относился серьезно. Говорил тогда: «Никогда, нигде свои картины выставлять не буду. Сначала меня убейте, но я не соглашусь!»
Сам режиссер свою картину не видел: он не любил смотреть уже отснятые ленты целиком. Фильм снимали в начале 1980-х по повести отца Алексея Германа, писателя Юрия Германа «Лапшин». Много сцен было отснято в Астрахани. Именно там Герману удалось отыскать улицы с деревянными домиками и заросшими камышом трамвайными путями, напоминавшими 30-е годы. Предполагалось, что по ним пустят старый трамвайчик, но такого в Астрахани не нашлось – его пришлось доставлять из Ленинграда.
– Для того, чтобы создать облик тридцатых годов, Астрахань подходила идеально, – вспоминает вдова режиссера. – Хотя Германа все отговаривали от поездки. По сюжету должно было быть много снега, а там всегда солнце. Но случилось чудо: когда снимали в Астрахани, снега выпало так много, что нам его хватило.
Зачем моржей салом мазали
Съемки не всегда проходили гладко. Режиссера обвинили, что он снимает в своих фильмах настоящие трупы.
– Это было страшно, – продолжает Светлана Игоревна. – Кто-то позвонил астраханским властям и сообщил, что Герман взял трупы для съемок. Чудовищное обвинение! Нам бы в голову не пришло этим заниматься. Чтобы актеры массовки были похожи на трупы, мы их специально мазали жиром свиным, овечьим и верблюжьим. А Лёша, предполагая, что его могут обвинить, сказал, чтобы по окончании съемки сцен с «трупами» камеру выключали только после того, как они начнут дышать. Только начали снимать, вдруг сирены, мигалки, милиция, скорая – все примчались по доносу проверять. А увидели людей. Хотя это были не простые граждане, а астраханские моржи.
Картину долго не хотели принимать – председатель Госкино увидел в ней антисоветскую провокацию. Когда фильм показали министру, пришла правительственная телеграмма: всех, участвовавших в съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин», наказать. Спас картину Александр Филиппенко.
– В середине съемок привели на площадку мальчика, у которого уши стояли перпендикулярно, – рассказывает Филиппенко. – Он так вдохновил и Алексея Юрьевича, и Светлану, что они решили написать ему полторы сцены. Так в нашем фильме появился мальчик. Когда через несколько лет картину стали мордовать, решили сделать так, будто происходящее – воспоминания этого мальчика, его субъективная точка зрения.
Светлана Кармалита говорит, что Филиппенко и сам едва не сорвал съемки, когда однажды не смог прилететь в Астрахань.
– Перенести съемки на другой день или отменить их вообще не было никакой возможности, – рассказывает Кармалита. – Рабочий день потерян. Мы все в растерянности. И вдруг к нам подошел кто-то из администрации: «Посмотрите, там уголовники убирают речной вокзал. Один из них спиной – вылитый Филиппенко!» Мы посмотрели – правда похож. Он оказался 12-суточником. Стали его уговаривать, и в результате вместо Филиппенко в одной из сцен снялся этот заключенный. А зрители и не догадались.
Читайте также: