Трагическая биография графа Николая Шереметева и его история любви с Прасковьей Жемчуговой
История любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Параши Жемчуговой потрясла современников
История любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Параши Жемчуговой потрясла современников. В XVIII веке многие помещики жили с девками и даже имели с ними незаконнорожденных детей. Но никто из них не обращался к царю за разрешением о венчании и не делал из неграмотной крестьянки графиню.
Графский род Шереметевых был беспримерно богатым в XVIII веке. Чтобы убедиться в этом, можно поехать в восстановленную подмосковную усадьбу Кусково, которая и сейчас поражает роскошью. Шереметевы имели свой театр и могли себе позволить пригласить «в гости» саму царицу. Пели и играли в театре крепостные, которых набирали из талантливых крестьян. Однажды дочь кузнеца восьмилетняя Параша затянула песню, когда возвращалась с другими с поля. Ее чудный голос услышали слуги Шереметева и доложили во дворец о таланте девочки. Так она попала «в приличное общество», была отдана на воспитание к княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Наверное, только Шереметевы были способны учить грамоте, вокалу, истории и хорошим манерам крестьянских девочек. Вокруг об этом с возмущением перешептывались.
– Крепостные актеры у них не работают! Едят то же, что и господа! – с возмущением говорили дворяне на салонных вечерах. – Им говорят, подумайте только, «вы», называют по имени-отчеству. И, если заболеют, приглашают хороших докторов. Ну не смех ли?!
Для дворян XVIII века это действительно был анекдот. Считалось, что дворовые не поддаются наукам, они, как собаки, имеют ограниченные способности, ведь не голубая кровь. А Параша Жемчугова к 18 годам уже стала настоящей светской дамой – и по образованию, и по манерам, и по знаниям. Она пела на французском и итальянском языках. Ее голос так потряс Екатерину II, приехавшую на домашний спектакль, что она одарила крепостную актрису перстнем! Кстати, свою фамилию Параша получила от хозяина в честь драгоценного камня. И здесь Шереметевы отличались от других владельцев крепостных, у тех были прозвища для дворовых – «кривое рыло», «косорукий». А тут – Жемчугова, Бриллиантов, Малахитов!.. Поневоле почувствуешь себя человеком.
В 1787 году, после смерти старого графа, хозяином всего стал Николай Шереметев. Сначала он испугал крепостных – стал сильно пить, забросил театр. Члены труппы уговорили Парашу пойти к графу с прошением вспомнить о театре, иначе все они вот-вот могли оказаться «на общих работах». Результатом этой встречи стало полное преображение графа, который кончил гулять и завершил ремонт нового поместья Останкино, куда и перевел театральную труппу. Параша негласно считалась «женой». Особенно трогательно граф стал относиться к ней после того, как узнал о болезни девушки. У нее открылся туберкулез. Этот диагноз просто убил Парашу, ведь врачи запретили ей петь. А впереди было столько запланированных представлений. И она все равно выходила на сцену, рискуя своим здоровьем. Без сцены девушка жить не могла. А граф стал думать, как сделать Парашу законной женой.
15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную Жемчуговой, а 6 ноября 1801 года тайно обвенчался с ней. Что, впрочем, сразу же стало известно всей дворянской Москве. Тут уж Шереметева перестали добродушно называть чудаком.
Его поступком возмущались, его осуждали и отворачивались от него. Ведь есть же предел «благодеяниям». Ну, оделил девку небольшим состоянием, освободил от работы, но не жениться же! Графиню Шереметеву не признавал никто, ее не хотели принимать ни в одном светском салоне. Но она и не пыталась в них проникнуть. Параша, которая уже не могла по состоянию здоровья выходить на сцену, большие средства тратила на помощь бедным.
Счастье Шереметевых было недолгим, через два года супруга графа уже почти не вставала с кровати. Ее единственной целью было доносить ребенка и родить его. Ради этого она превозмогала чахотку, да еще умудрялась скрывать от мужа свое состояние. На любые его расспросы ответом была улыбка и слова утешения. В феврале 1803 года у них родился сын.
Бедная Параша не могла даже одним глазком увидеть ребенка. Его не заносили в комнату, чтобы он не заразился от матери. Целый месяц, угасая в бреду, она плакала, умоляя показать сына. В конце концов придумали выход – стали подносить мальчика к двери. Он плакал, мать слышала его и успокаивалась.
А в это время не помнивший себя от горя Николай Петрович написал царю Александру I прошение, в котором просил признать его незаконнорожденного сына и узаконить их с Парашей брак. Император снизошел к горю своего верного подданного и просьбу удовлетворил. Графиня Шереметева так и не узнала, что стала «законной», она умерла в беспамятстве. Впрочем, свет ее все равно не признал. На похороны пришли лишь крепостные из театральной труппы, ни одного дворянина, кроме самых близких друзей Шереметева, там не было.
Умирая, Параша наказывала Шереметеву заботиться о бедных. Оделять бесприданниц состояниями, строить больницу.
Только этим Николай Петрович и занимался. Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского – в сущности, заслуга Параши Жемчуговой. Ведь раньше он был cтранноприимным домом, открытым Шереметевым. Это было одно из первых заведений в России, где бесплатно оказывали медицинскую помощь бедным и сиротам.
Шереметев умер в 1810 году, пережив свою любимую на семь лет. Их сын Дмитрий Шереметев унаследовал не только титул отца, но и стремление помогать малоимущим. Он никогда не «прогибался» перед властями и 14 декабря 1825 года должен был участвовать в восстании декабристов. До площади он не доехал только по случайности – его сбросила лошадь. Граф женился на своей дальней родственнице Анне Шереметевой по большой любви. Из-за ее красоты он даже впал в немилость у царя, который положил глаз на Анну. Любой дворянин должен был бы почтительно предоставить супругу императору, но вспыльчивый Дмитрий подал в отставку и уехал в Кусково.
Отчасти они повторили судьбу своих предков. Анна Шереметева великолепно пела, она была звездой музыкальных вечеров в Кусково. И умерла так же рано, как Жемчугова, родив сына.
Свои последние годы Дмитрий Шереметев провел в Кусково, в родовом имении, где начиналась история любви его родителей, ставшая спустя двести лет красивой легендой.
Читайте также