Актеров поставят на счетчик
Сразу несколько руководителей столичных театров заявили, что вынуждены будут в новом сезоне штрафовать артистов, если те не перестанут опаздывать на спектакли.
Сразу несколько руководителей столичных театров заявили, что вынуждены будут в новом сезоне штрафовать артистов, если те не перестанут опаздывать на спектакли. «Удалось же навести дисциплину в МХТ, где Табаков ввел штрафы за опоздания. Видимо, этот опыт пора перенять и всем нам», – сказал «Собеседнику» Роман Виктюк.
Штрафы, о которых говорит Виктюк, коснулись первым делом актера Александра Семчева. Когда тот из-за съемок в сериале дважды опоздал к началу спектакля, получил штраф в 30 тысяч рублей. А в прошлом сезоне Олег Табаков расторгнул контракт еще с несколькими артистами, которые систематически опаздывали.
«В штрафах есть свой резон, – считает Роман Виктюк. – Ведь это ненормально, когда все ждут одного и не могут работать, потому что он где-то снимался и застрял в пробке. Даже если он в последний миг примчится на репетицию – все равно не получится ни-че-го, ведь уже образовалась энергетическая дыра. Быть мягким в таких делах нельзя, а штраф заставляет артистов быть собранными, иначе страдает общее дело».
О возможном наказании рублем заговорили и в «Мастерской Петра Фоменко». Открывая сезон, режиссер Евгений Каменькович обратился к артистам: «Ребята, давайте в память о Петре Наумовиче никто не будет опаздывать». Эту мысль подхватил и директор театра Андрей Воробьев: «Некоторые артисты задерживаются к началу репетиций и отнимают тем самым личное время у своих коллег. Если опоздания будут повторяться, то мы найдем способ их пресечь».
«Умоляю, дайте позвонить»
«Мне кажется, что опоздания – это вопрос исключительно этический. И никакими штрафами тут делу не поможешь, – сказал «Собеседнику» худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. – У нас в театре множество моих учеников. Каждая репетиция начинается с оправданий: «Извини, отец родной, летел по пробкам, а раньше выехать не мог, потому что развелся, сошелся, зашился, недородил, с квартирой накрылся…» Конечно, я кричу: «Да как ты можешь!» Но толку от этого чуть, поскольку я понимаю, что актер задержался на съемках в сериале, а там заработки много больше, чем в театре».
Впрочем, в жизни каждого актера были ситуации, когда приходилось сломя голову лететь на спектакль. Например, Александр Филиппенко из-за этого однажды едва не лишился работы в Театре Вахтангова.
«В ту пору пробок не было, но поезда опаздывали, – говорит он «Собеседнику». – Никогда не забуду, как я ехал из Житомира и за двадцать минут до начала спектакля выскочил на Киевском вокзале – бросился к милиционеру: «Телефон! Где телефон?!» Меня уже знали по фильмам, он проводил к себе в отделение прямо здесь, на перроне, и я позвонил в театр: «Я здесь». А в другой раз я летел из Астрахани от Германа. Самолет задержался. Во Внуково я заскочил в будку к милиционеру: «Умоляю, дайте позвонить». И позвонил своим людям в театре, а шел «Ричард III», где мы играли с Ульяновым, – только у меня, к счастью, был выход не в начале. «Я успеваю, – кричал я в трубку. – Не говорите ничего Михаилу Александровичу». Но там уже позвонили дублеру и сказали: «Готовься сегодня играть». А когда я приехал и столкнулся с дублером, он сказал: «Твое счастье, что ты успел. Тебя бы в порошок стерли, если бы на сцену вышел другой артист».
Террорист Саахов
Самая же драматичная история случилась с артистом Владимиром Этушем, который, отчаявшись сорвать спектакль, пошел на крайние меры…
«В Индии я снимался в фильме «Миссия в Кабуле», а в ту пору в Театре Вахтангова играл главную роль в спектакле «Мещанин во дворянстве», и меня на съемки отпускали от спектакля к спектаклю, поскольку нельзя было заменить, – говорит Этуш «Собеседнику». – Поэтому администрации нашей группы я сообщил заранее, что обязан вернуться в Москву к определенному сроку. В день отлета оказалось, что нужный мне рейс закупили бомбейские промышленники и я должен оставаться в Индии. Что делать? Придется лететь следующим, нашим, аэрофлотовским рейсом. А это значит еще на сутки позже. И в результате, скоротав бессонную ночь в самолете, в Москве я буду в восемь утра, а в десять должен быть уже в гриме, иначе спектакль срывается. Правда, у меня в кармане бумага, в которой написано, что киностудия оплачивает театру полный сбор, если я не прилетаю вовремя. И все равно неприятно – я подвожу своих товарищей.
Летим. Но вдруг я узнаю, что в Москве самолет не сядет, ибо рейс «перебросили» на Киев. Я – к пилоту. Он говорит: «Да ты не волнуйся – тебя обязательно отправят в Москву». Я начинаю, как заведенный, что, мол, по расписанию самолет прилетает в восемь, а там эти таможенные формальности, и только в девять я выезжаю из аэропорта, а в десять мне нужно быть уже в гриме… Ну что поделать? От усталости я и сам не заметил, как заснул. Проснулся уже над Воронежем. Открыл чемодан, а у меня там лежал декоративный палаш (меч), купил в Индии в качестве сувенира. И так, дурака валяя, пошел в кабину пилотов. А тогда только начались угоны самолетов, и они были настороже. Я поднял палаш над головой, как кавалерист перед атакой, вошел в кабину и сказал: «Принуждаю сесть в Москве!» Они сначала оторопели, но потом, оценив мой юмор, стали соображать. Пилот говорит радисту: «Слушай, Вась, запроси-ка Москву, может, она все-таки примет нас». Запросили. Всё. Садимся в Москве. Таким образом, моя власть сыграла роль. Я был первым, кто принудительно посадил большой самолет в Москве…»
Что делать, если актер опаздывает?
Несмотря на то, что проблема наболевшая, отмена спектакля из-за опоздания или неявки артиста – нонсенс для русского репертуарного театра. За последние полвека в Москве не было ни одного спектакля, который пришлось бы отменить. Срочно ищут замену, экстренно вводят дублера, задерживают начало на двадцать минут (допустимый максимум), но речи об отмене быть не может. Сегодня, в век развитой техники, в большинстве столичных театров есть электронный суфлер – наушник, который поможет актеру, экстренно введенному на роль, безошибочно произнести текст. Однако практикуется и другой вариант: актера заменяет дублер. Но если в спектакле нет второго состава, то срочно вводят человека, который хоть как-то знает сюжет и сможет выкрутиться на сцене.
Наказание артисту может быть самым разным. Когда не вполне трезвый Вадим Ледогоров, служивший в Театре армии, не пришел вовремя и на звонок режиссера ответил: «Я вчера отмечал премьеру своего фильма и спектакль играть не буду», – в ту же минуту его уволили. А когда Авангард Леонтьев по чистому недоразумению забыл о спектакле в «Современнике», Галина Волчек ввела срочную замену и… простила артиста. Вечером она позвонила ему домой: «Ты чего?» – «Да представляете, Галина Борисовна, не нахожу себе места – я от усталости перепутал день». Ответ Волчек превзошел все ожидания артиста: «Ну, слава Богу, я испугалась, что с тобой что-то произошло».
Михаил Стоцкий