Карен Шахназаров: Читающие люди определяют движение жизни
«Собеседник» продолжает публиковать советы известных людей о том, какие книги, по их мнению, необходимо прочитать
«Собеседник» продолжает публиковать советы известных людей о том, какие книги, по их мнению, необходимо прочитать.
– Для меня всегда главным писателем был Лев Толстой – «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Хаджи-Мурат», – поделился с нами гендиректор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. – «Анна Каренина» – это, по-моему, величайший роман во всей мировой литературе, то достижение, которое уже не перегнать.
Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Булгаков – авторы, которые на меня оказали сильное воздействие. К Толстому и Пушкину я постоянно возвращаюсь, перечитываю. И французская литература: Стендаль, Мериме, Дюма, Мопассан – главным образом «Жизнь», потрясающий роман, он, пожалуй, из всей литературы мира ближе всего к Чехову. Потом английская – Голсуорси, Диккенс, Шекспир. Немного немецкой, главным образом Генрих Манн. Но мой литературный вкус сформировался под влиянием русской и французской литературы. На первое место я все-таки ставлю русскую – то, что нам ближе и понятнее.
В последнее время перечитывал «Фиесту» Хемингуэя и, кстати, «Бесов» – и пришел к выводу, что это не лучший роман Достоевского. Лучший все-таки «Братья Карамазовы». Очень много читаю исторической литературы. Из последнего – есть такой молодой военный историк Алексей Исаев, он пишет о войне очень вдумчиво и скрупулезно. Но у него есть сильный перекос в сторону фактов, цифр, документов – а человека за этим всем не видно. Это вообще сейчас свойственно многим молодым историкам – человек исчезает.
Что-то советовать мне трудно, ведь надо знать, чего человек ждет от чтения. Кому-то надо начинать с Пушкина или, наоборот, с Хемингуэя, потому что он, в общем, доступный автор и хороший.
На самом деле серьезно читают процентов 5–10. Но хочу ободрить их: именно эти 5–10 процентов и определяют движение жизни.