"Полное затмение" НТВ - как трэш стал мейнстримом?
Цикл фильмов репортера Андрея Лошака «Полное затмение», показанный на НТВ, заставил зрителей, мягко говоря, удивиться. К чему весь этот бред о коврах-убийцах, генах нацизма и Синей Бороде с Рублевки?
Цикл фильмов репортера Андрея Лошака «Полное затмение», показанный на НТВ, заставил зрителей, мягко говоря, удивиться. К чему весь этот бред о коврах-убийцах, генах нацизма и Синей Бороде с Рублевки? Коллеги-журналисты растерзали бы автора вопросами, если бы Лошак не был так благоразумен, что «укрылся» в зарубежной командировке. Посему мы подвергли допросу Николая Картозию, креативного продюсера, занимавшего в момент съемок фильма пост главы дирекции праймового вещания НТВ.
– Ну у вас и шуточки. Только в последней серии открылось, что все показанное – розыгрыш.
– Я бы «Полное затмение» шуткой не назвал. Это был телевизионный эксперимент. Мы решили сделать острую социальную сатиру на современное телевидение, на самих себя. Нам хотелось раздвинуть границы, до которых может дойти телевидение в жанре трэша, дутых сенсаций, агрессивного анонсирования. И посмотреть, действительно ли по-прежнему люди верят в такие вещи. Главной целью было понять, насколько телевидение является важным фактором манипулирования общественным сознанием. Мы убедились, что, увы, достаточно важным… Мы-то сделали сатиру, но где гарантия того, что кто-то не сделает, а может быть, уже не сделал некоторые документальные проекты, замаскированные под трэш, в политических целях?
– Переборщили вы с ужасами, слишком уж все мрачно подавалось.
– Мрачно, нарочито – эта стилистика была выбрана специально. «Полное затмение» – пародия на низкосортную документалистику, которая заполонила все телеканалы. Еще нас упрекали, что актеры плохо играют. Так это тоже специально – чтобы люди со здравым смыслом могли почувствовать отличие от реальности.
– Не все, даже у кого есть этот здравый смысл, догадались, потому и набросились после первых серий на Лошака.
– Наверное, будь «Полное затмение» показано полгода назад, когда проект был уже готов, до дела Pussy Riot, до православных дружин, над ним бы сразу посмеялись, потому что тогда это был совсем гротеск, очевидно смешные размышления о возможном будущем. К сожалению, сейчас это уже почти мейнстрим. Но это уже от авторов фильма не зависит. Что реакция будет полярная – от одобрения до полного неприятия, – тоже было понятно. Фильм не совсем политкорректный, разрушающий табу.
Я бы, кстати, очень хотел отметить смелость Андрея Лошака, нашей иконы либеральной журналистики. Он не побоялся для этого проекта рискнуть своей репутацией. Просто сидеть в фейсбуке и смеяться над Светой из Иваново – это одна степень эстетического восприятия мира. А попытаться ради эксперимента стать на время самой Светой из Иваново – это совершенно другая степень. Лошак для этого проекта стал Светой из Иваново. Спасибо ему за это.