Театр Олега Табакова: "Табакерка" 25 лет спустя
1 марта театру под руководством Олега Табакова, или попросту «Табакерке», исполнится 25 лет. В декабре 1986 года Минкульт подписал документ о создании театра-студии
1 марта театру под руководством Олега Табакова, или попросту «Табакерке», исполнится 25 лет. В декабре 1986 года Минкульт подписал документ о создании театра-студии. Сейчас о том счастливом времени напоминает один снимок, который висит в фойе перед репетиционным залом. О нем и пойдет разговор с главным художником театра Александром Боровским.
– Это был конец 1986 года. Все готовились к открытию театра. Накануне Нового года в фойе теперь законно принадлежащего театру здания на Чаплыгина решили сделать фото на память. Фотограф Валерий Плотников расставил и рассадил нас для съемки. Не все влезали в кадр. Так что он попросил нас сгрудиться. А потом дал установку: «Посерьезней, пожалуйста, ребята». И все тут же стали посерьезнее. Хотя душа рвалась из груди, потому что счастье переполняло всех. Еще бы, наконец-то дали добро на свой театр. А на фото счастье на лицах только у Олега Табакова и Коли Наркевича. Остальные тщательно скрывали его.
Эта фотография должна была украсить фойе театра. Так что делали ее большой. Но возможности печати были немножко другие, нежели сейчас. Под фото сделали фанерный подрамник и собирали снимок из четырех кусков. Сейчас на нем заметен мощный шов – видимо, со временем фанера треснула, пришлось реставрировать. Кстати, по задумке пол на снимке стал цветным: его раскрашивали поверх черно-белой фотографии.
Прошло много лет, многих уже нет с нами. Лёша Селиверстов, Игорь Нефедов, Шкала – Сергей Шкаликов: каждая смерть для нас была личной трагедией. В театр пришли другие люди, другие лица. Но, глядя на эту фотографию, я вспоминаю, какие же сумасшедшие надежды и перспективы маячили впереди. Время было потрясающее. Сил – масса, желаний – немерено. У многих мечты сбылись, у кого-то нет.
В центре Олег Павлович, от него по правую руку – Марина Зудина. Она еще не была его женой… По левую руку от Табакова – Авангард Леонтьев. На тот момент и до сих пор он и педагог, и друг, и соратник «Табакерки». Саша Марин уехал в Канаду, там работает режиссером, иногда ставит в Москве. Лёшу Серебрякова, Сашу Мохова, Сергея Беляева, Андрея Смолякова, Сергея Газарова регулярно видно в телевизоре и в кино. Рядом с Галей Чуриловой сидят первая жена Кости Райкина Лена Курицына и Надя Тимохина. Рома Лавров уехал в Киев, где работает на телевидении. Витя Никитин – в Театре на Перовской. Дрознины, младший и старший, преподают и пропагандируют здоровый образ жизни. Тут нет Дуси Германовой! Может, заболела?
Нет здесь и Володи Машкова, и Жени Миронова. На тот момент их не было в труппе. Они из следующего поколения «Табакерки». Как сложилась судьба Коли Наркевича, не знаю. Но тогда он был не только актером, но и главным ремонтником студии. У него в руках всё горело, он мог устранить любую неполадку. В «подвале» вообще царило настоящее студийное движение. Артисты перед спектаклем сами расставляли стулья в зрительном зале, занимались светом и звуком, декорациями, костюмами и гримом. А когда в 1986 году наконец-то дали добро и «Табакерка» получила статус московского театра, то у нас появились штатные гардеробщики, реквизиторы, осветители, звукорежиссеры, монтировщики.
По сути, изначально это был первый выпуск Олега Павловича Табакова в ГИТИСе. Если бы Табаков не убедил власти, что эти люди должны быть вместе, потому что по-другому нельзя, то им бы пришлось получить дипломы и разъехаться по городам и весям. А так – возник московский театр, который был построен за полгода. И когда в страну приезжали политические лидеры, частью культурной программы всегда была «Tабакерка», дабы показать, что в СССР есть свобода слова и молодежное движение.
На открытие 1 марта 1987 года в театре играли «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба».
Возвращаясь к фотографии… У нас тогда возникла такая идея: каждый год собираться в том же фойе, у той же стены, на том же полу и стульях и фотографироваться всем вместе. И если бы идея не растворилась в воздухе, думаю, что сегодня можно было бы проследить историю становления личностей просто по лицам, по взглядам; оценить потери, прибавления всех сезонов «Табакерки». В фотографиях была бы запечатлена визуальная история театра. Но, к моему большому сожалению, подчеркиваю жирно, этого не случилось.