Эх, прокучу! Сколько потратят на новогодние корпоративы крупнейшие госкомпании
Праздновать Новый год у нас принято весело, дорого и с размахом. Компании соревнуются между собой, чтобы было веселее, неожиданнее и дороже, чем у коллег. Но одно дело, когда гуляют на свое и заработанное, другое – когда кутеж идет на бюджетные деньги и на фоне не самых впечатляющих успехов в экономике
Праздновать Новый год у нас принято весело, дорого и с размахом. Компании соревнуются между собой, чтобы было веселее, неожиданнее и дороже, чем у коллег. Но одно дело, когда гуляют на свое и заработанное, другое – когда кутеж идет на бюджетные деньги и на фоне не самых впечатляющих успехов в экономике.
Главный праздник
В этом году, по данным портала «За честные закупки», отличились «дочки» крупнейших госкомпаний, которые оказались готовы выложить по 20–50 млн руб. от компании за новогодний банкет.
Государственная компания Росатом оскандалилась еще в прошлом году, когда ее дочерняя структура «Атомредметзолото» закатила вечеринку на 12,5 млн рублей. Гвоздем программы была певица Патрисия Каас, а на разогреве у нее выступали отечественные звезды: группы «Банд’Эрос», «Би-2», «Звери» и иллюзионисты братья Сафроновы. В этом году фокус с исчезновением бюджетных миллионов, видимо, решили повторить другие подразделения Росатома.
– Большинство компаний, особенно крупные и известные, заказывая корпоратив, часто настаивают на приватности, – сообщил «Собеседнику» сотрудник «Корпорации Алеф», специализирующейся на проведении праздников. – Где, кто, как, а главное, за сколько – все это по договору мы не имеем права разглашать. В основном новогодние корпоративы проводит, конечно, офисный персонал. Потому что транспортники и металлурги, например, в это время работают. Часто основная вечеринка – это еще не всё, есть цикл мероприятий: для детей снимается ледовый дворец или театр со спектаклем, для всех – вечеринка, для избранных – выезд в Куршевель и Давос с особой программой.
Гуляли – веселились, посчитали – прослезились
Большинство компаний, куда обратился «Собеседник», отказались комментировать тему корпоративов, а особенно их бюджетов. Тем не менее корпоративы не раз привлекали внимание общественности, в том числе и мировой. Так, в 2010 году в Санкт-Петербурге умер солист группы «Бони М» Бобби Фаррелл, которому стало плохо в гостинице сразу после корпоративного мероприятия.
Газпромбанк для одного из новогодних мероприятий снимал весь комплекс «Манеж», где для сотрудников зажигали группы «ВИА Гра» и «Браво». В другой день в «Манеже» для сотрудников объединенной биржи ММВБ-РТС пела одна из самых высокооплачиваемых певиц российской эстрады Земфира. На одной из прошлых новогодних вечеринок банка с госучастием ВТБ выступала самая дорогостоящая музыкальная группа – «Машина времени», для чего был закрыт «Экспоцентр» на Красной Пресне – крупнейший выставочный комплекс страны. В прошлом году сотрудники «ВТБ-капитал» отправились в одно из самых престижных заведений города – Mandarin Combustible Bar. Правда, отдельно подчеркнули в компании, оплатили банкет участники из своего кармана.
В крупных компаниях, как правило, есть специальные ивент-менеджеры или даже целые отделы, основная работа которых – подготовка главной вечеринки года. Сценарии начинают готовить еще с лета, осенью выделяются бюджеты, а в ноябре все самые модные и пафосные места уже забронированы.
Русская тема
– Поздновато уже, новогодние вечеринки уже кое-где идут, а на даты после 20 декабря практически все забронировано, – сказали «Собеседнику» в администрации портала «ресторан.ру». – Cредний бюджет для проведения новогодней вечеринки в обычном московском ресторане – 3–10 тысяч рублей на человека, но к этому, как правило, добавляются алкоголь и закуски...
Несмотря на кризис, популярные и дорогие заведения столицы перед Новым годом не простаивают: в элитном клубе Rai пели и плясали сотрудники «МДМ-групп», в Крокус Сити – Райффайзенбанк.
Формально частные компании, конечно, свободнее в своих тратах, чем те, что кормятся из государственного бюджета. Но это если только не вспоминать о том, что большинство компаний не может похвастаться геометрическим ростом финансовых показателей, а доходы банков и финучреждений формируются также из нашего кармана.
Но Новый год только раз в году. Альфа-банк прошлый корпоратив отпраздновал в обществе групп «Градусы» и «Леприконсы», а также певицы Ёлки. Бинбанк поздравляли певец Лепс и та же Ёлка.
Популярные тренды – это русская тема, а также ретропроекты: рестораны с русской кухней в период корпоративов нарасхват, в моде «Голубые огоньки» и вечеринки в стиле «Стиляг». Одна из компаний выкупила для своих сотрудников все билеты на выступление Цирка дю Солей.
Веселиться у нас умеют и на самых верхах. В 2012 году администрация Пермского края заказала себе на праздник певца Трофима и группу «Премьер-министр» за 60 тысяч долларов, а глава Сбербанка Герман Греф годом раньше пришел на грандиозное новогоднее шоу в костюме гусара, а к гостям выехал на коне. В 2013 году, как заверяют в Сбере, главный банк страны уже не будет демонстрировать своим вкладчикам, что он на коне, настолько наглядно.
Что под елочкой?
Отдельная статья расходов – подарки и сувениры. По данным портала «За честные закупки», рекорд здесь принадлежит еще одной «атомной дочке» – ОАО «ТВЭЛ», – которая не пожалела на эти цели больше 7 млн рублей.
На эти средства планировали закупить ручки «Паркер», чайные наборы и еженедельники. Впрочем, в компании на обвинения отвечают, что в реальности на закупку сувениров потрачено в 2 раза меньше – 3,5 млн рублей, а дорогостоящая «сувенирка» предназначена не только под новогоднюю елочку, но также для вручения на мероприятиях в течение всего следующего года.
На статусных корпоративных сувенирах госкомпании вообще не экономят – письменный набор «Роснефть» изготовлен из редкого обсидиана, настольный символ Газпрома выполнен из самоцветов – долерит, афганский лазурит, топаз, кварц – и стоит порядка 40 тысяч рублей за штуку.
Новогодние праздники в России не смогут отменить никакие кары сверху, а словосочетание «рашен корпоратив» уже вошло в мировой лексикон. Иностранцам трудно подобрать аналог разгульного, веселого и роскошного торжества – они просто не представляют, как можно прокутить за один вечер в ресторане бюджет газификации небольшого населенного пункта.
«Это дичь какая-то»
Владимир Путин на встрече с участниками Общероссийского народного фронта 5 декабря:
– Я с трудом себе могу представить, чтобы в тех организациях, где я раньше работал, еще в советское время, из бюджета КГБ СССР выделили деньги на корпоратив – чушь собачья! Мы тоже встречались в военных коллективах, мы сбрасывались с зарплаты и встречались. Но чтобы деньги выделять из бюджета компании – это дичь какая-то... Сколько захотят, столько пускай и тратят. Просто нужно сброситься из кармана своего и пойти на корпоратив, как это было в прежние годы.
Гулять так гулять!
По данным исследования компании Superjob, 78% российских компаний будут праздновать новогодний корпоратив, несмотря ни на что.
Каждая третья компания намерена увеличить бюджет праздника.
52% предприятий проведут корпоратив в ресторане или кафе, 15% – в своем офисе, 6% выберутся на гулянья за город, а 15% еще до конца не определились, где и как будут праздновать.
4% опрошенных работодателей заявили, что вообще не проводят новогодних корпоративов.
3% отказались в этом году от праздника по экономическим соображениям.
"Славянский базар" стал бледной тенью газпромовского корпоратива