Новости дня

18 января, четверг





































17 января, среда








Господь берет за руку и выводит

0

Особый праздник

– В нашей стране Пасху Христову отмечают не просто как церковное, но всенародное событие… Как вы думаете, почему?

– Потому что Святая Пасха – особый праздник. И даже малорелигиозный человек стремится прикоснуться к этому торжеству – вольно или невольно.

– Чудо?

– Скорее закономерность – нормальная, христианская. Я не помню, в каком возрасте впервые пришел именно на пасхальное богослужение. В советские времена попасть в храм на Пасху было затруднительно: храмов мало, а желающих много. Да еще власти старались препятствовать – повсюду выставлялись кордоны милиции, отсекалась прежде всего молодежь.

– Где вы жили в то время?

– В Перми. На весь город – два храма. Я ходил в Троицкий собор. Но мне повезло: мама трудилась в епархиальном управлении – убиралась в небольшом домике, который находился на территории собора. Поэтому мы имели возможность преодолеть милицейский барьер заблаговременно.

Пасхальное богослужение, как известно, совершается ночью – и в этом есть некая таинственность, особая привлекательность для детей.

– Судьба забрасывала вас в разные страны – вы и там никогда не пропускали пасхальные службы? Чем они отличались от наших?

– Если говорить о зарубежных службах, то это главным образом Иерусалим, где я провел семь лет своей жизни и, разумеется, каждый год встречал праздник Пасхи. Божественное место, неповторимая атмосфера!

«Паломник» от слова «пальма»


– Вы могли бы рассказать о каких-то особенностях Пасхи на Святой земле?

– Наши священники в Иерусалиме совершают бого­служения в своей духовной миссии – в Свято-Троицком соборе и в то же время посещают все важнейшие богослужения в храме Гроба Господня, принимают участие в крестных ходах – например идут из Виффагии в Иерусалим с пальмовыми ветвями в руках…

– Но это же не в нашей традиции – за неделю до Пасхи мы отмечаем Вербное воскресенье, а не пальмовое…

– Как известно, в России с пальмами совсем негусто, растут только на Черноморском побережье, поэтому их ветви у нас заменили вербой. Это же еврейский обычай: приветствовать царей и воинов-победителей, въезжающих в Иерусалим на ослах или лошадях, не только радостными возгласами, но и пальмовыми ветвями в руках, бросать их под ноги… Именно так и встречали Иисуса Христа. Отсюда же происхождение слова «паломник» – от «пальмовник», то есть человек, который несет пальмовую ветвь.

Благодатный огонь греки называют Святым светом


– Праздник Пасхи, как, наверное, никакой иной, связан с ощущением чуда. Тут же еще Благодатный огонь, который благодаря телевидению ежегодно поражает своим появлением «из ничего»… Но вообще-то чудеса нечасто случаются, и уж точно далеко не со всеми…

– Не могу согласиться: Господь являет чудеса каждому человеку, и довольно часто. Просто далеко не всегда они имеют броскую форму. И это правильно: настоящее Божье чудо не может давить на психику.

– Можете рассказать о чудесах, происходящих с вами?

– Да вот, пожалуй, самое элементарное чудо: попадаю в московскую пробку, умом понимаю – всё, опоздал на важную встречу или службу. Глухо застряли – совершенно невозможно успеть. И только подумаешь так, как все начинает складываться самым чудесным образом. Ощущение, словно Господь берет за руку и выводит из затруднительной ситуации. Так со мной было не раз. Я не сам вожу по Москве машину, водитель Александр за рулем – и он каждый раз только диву дается…

– Вы не раз были свидетелем схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня и наверняка знаете, что существуют по этому поводу разные мнения… что это какой-то фокус…

– По поводу Благодатного огня есть много разных суждений. Какой-то, я бы сказал, элемент сомнения дают высказывания представителей Иерусалимской церкви, потому что само явление они называют чином, литанией – то есть это больше отождествляется или связано с неким традиционным обрядом, который совершается в определенном месте и в определенное время. Что-то вроде древнего обряда возжигания светильников. Вместе с тем очень много самых разных людей являются не просто свидетелями, но и участниками этого события. Я слышал огромное количество свидетельств людей, которые еще до того, как появлялся этот огонь, явственно ощущали характерный запах тлеющего фитиля, хотя никакого огня нигде еще не было видно. И я своими глазами видел во многих местах храма Гроба Господня огненные вспышки света, которые трудно отождествить с обычным мерцанием или со вспышками фотоаппаратов.

– Выяснить природу чудесного света не пытались?

– На Святой земле я участвовал в съемках разных фильмов, один называется «Благодатный огонь». Там есть кадры, снятые в храме Гроба Господня в совершенно иное, не связанное с праздником Пасхи время и в таких местах, где никакого света и быть не может – ни окна, ничего… Так вот, на этих кадрах прекрасно видны все те же чудесные всполохи. Причем когда оператор снимал, он их не видел… Поразительное явление.

– Так это свет или огонь?

– Мы называем это явление Благодатным огнем, а вот у греков другое название – Святой свет. Видимо, более точное.

– Благодатный огонь, как известно, снисходит только на православную Пасху, но почему же католики ничего подобного не имеют?

– В древности католики участвовали в этом событии. Об этом свидетельствует книга игумена Даниила, написанная в начале XII века. Правда, через пару веков католики анафематствовали Схождение Благодатного огня. Не знаю, с чем это было связано, но это исторический факт.

– В нынешнем году православная Пасха проходит в одно время с католической – вам это о чем-то говорит?

– Только о том, что у нас в этом году очень ранняя Пасха.

Телетрансляция не заменяет хождения в церковь

– Стала традицией пасхальная трансляция в эфире. Не означает ли это, что человеку можно не идти в храм, если смотреть бого-служение по телевизору?

– В этом есть и плюсы, и минусы. Ведь до сих пор есть в России места, где нет храмов, а верующие есть. Или, скажем, больные люди: для них прямая телетрансляция – выход из положения. Они также могут ощутить пасхальную радость, не имея возможности посетить православный храм. Хотя, с другой стороны, действительно появляется соблазн не идти на богослужение в церковь, и это, конечно, плохо. Находясь дома, нельзя быть в полной мере причастником пасхального торжества, даже если смотришь трансляцию по телевизору. Никакая телекартинка не в состоянии передать реальность.

– Телезритель – не участник пасхального торжества?

– Зритель и участник – это все-таки разное. С этим отчасти связано некое потребительское отношение и к церкви, и к благословению, как к какой-то услуге. Отсюда и вопросы про наших олимпийцев: как же так – получили благословение от Патриарха на достойные выступления, а в целом Олимпийские игры проиграли?

Благословение – вовсе не гарантия олимпийской или какой-то еще медали. Это возможность ускорения, но решающий импульс должен все-таки исходить от самого человека. Благословение – как попутный ветер в паруса. Но если человек забыл расправить парус, то тщетно ожидать помощи от попутного ветра – ему нечего наполнять. То же самое и в отношении всех дел: бессмысленно уповать на помощь Божью, если человек сам палец о палец не желает ударить. Если думает, что любые просчеты можно оправдать или компенсировать Божьим благословением. Да, конечно, есть случаи явного вмешательства Божьего. Помню эпизод, связанный с Олимпиадой в Афинах. Сам я там не был, но еду как-то в Данилов монастырь в машине, слушаю «Маяк», новости. И вот говорят о том, что президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев призвал россиян молиться об успехе сборной. А буквально на следующий день выиграли даже те наши спортсмены, кого не считали фаворитами.

Оказывается, накануне того случая Тягачев позвонил Патриарху Алексию II и попросил его помолиться за наших спортсменов. Святейший сказал: не волнуйтесь, завтра медали будут.

Так что, случается, Бог помогает и в спорте. Но только тем, кто действительно готов к победе и не жалеет себя.

– Если благословение получают те, кто сам не особенно верующий, будет толк?

– Господь посылает свое спасение разным людям, в том числе и неверующим. Но все-таки чаще это случается тогда, когда Бог видит, что человек способен оценить Его помощь, увязать ее с верой.

Без опыта нельзя научиться плавать

– А что вы скажете о молодежи, которая на Пасху заполняет храмы, а многие даже толком перекреститься не могут… Что это – мода на православие? Благо ли это для Церкви?

– Пасха – наш главный праздник, мы всех рады видеть на нем. К тому же понимаем, что само богослужение имеет очень большую силу воздействия. Мне моя сестра рассказывала об одной женщине, которая пришла в храм в первый раз в Великую пятницу. Совершался обряд выноса плащаницы, звучали песнопения… Женщина не разобрала ни одного слова молитвы, но вся буквально истекала слезами, и у нее появилось ощущение, что она вернулась домой… Вот такой опыт. Знаете, можно много читать о том, как нужно плавать: энергично работать руками и ногами, равномерно дышать, правильно держать голову… Готовиться, смотреть, примеряться, но так и не научиться плавать. А можно прийти, погрузиться в воду и… поплыть. Во всем нужен опыт. Без опыта ничего не получится.
Так же и в Церкви. Порой даже мимолетное желание прикоснуться к опыту церковной жизни становится благотворным. Люди начинают понимать, что религия, вера – это не просто какая-то жизнь для людей, слабых духом, странноватых, которым требуется какая-то помощь. Нет, они вскоре сами увидят и на себе ощутят, что вера – это реальная сила, огромная поддержка, стержень, без которого немыслима нормальная, полноценная жизнь.

– Что бы вы могли пожелать в связи с Пасхой нашим читателям?

– Слово «Пасха» означает «проходить мимо». Когда речь шла о Пасхе Ветхого Завета, имелось в виду, что некогда мимо еврейских первенцев прошла смерть. Дай Бог, чтобы мимо каждого из вас, дорогие читатели «Собеседника», прошли несчастья, страдания, грязь и пошлость нашей жизни. Дай Бог, чтобы Пасха даровала вам радость и сделала вашу жизнь прекрасной.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания