Как мы раскрашивали «Веселых ребят»
Чтобы отвлечь уставшего от бесконечных картин про «яйца судьбы» и «любови-моркови» зрителя, предприимчивые киношники активно реставрируют и раскрашивают проверенные годами советские фильмы. Насколько это хлопотно, выясняла наш корреспондент.
Фунт лиха от «Фунтика»
Для начала на «Мосфильме», в возглавляемом Эльдаром Рязановым объединении «Крупный план», мне доверили поработать с красками в цветном мультике. Старые мультфильмы снимались на недолговечную целлулоидную пленку – год за годом на ней появлялись повреждения, краски тускнели. Такие ленты, прежде чем записывать на современный носитель, приходится реставрировать.
– Наряд на сегодня – «Приключения поросенка Фунтика», – ставит задачу директор по производству видеопроектов Максим Серегин и выдает папку с «историей болезни». До нашего прихода его уже немного подлечили. Сначала в закрытом хранилище «Госфильмофонда» отыскали оригинал мультика. За 20 с хвостиком лет он успел иссохнуть на 5%. Пару дней замачивали его в особых химических растворах и столько же сушили. После отправили «Фунтика» на ультразвук – так сгоняют накопившуюся пыль. Затем отсканировали и распечатали кадры.
Меня усадили за спецкомпьютер – с двумя мониторами. С обоих экранов загадочно улыбалась главная злодейка Белладонна. Я сражалась не с ней, а с не менее вредными белыми пятнами, то тут, то там проступавшими под куполом манежа. Сначала я раскладывала эпизод по секундам, вылавливала «снежки» и заливала их подходящим оттенком темно-красной краски. Это был самый утомительный и скучный процесс во всей реставрации. Провозившись с каждой секундой мультика по три минуты, я сама уже готова была вместо госпожи Белладонны прибить Фунтика. К тому же после моих художеств мелькание помех лишь приобретало новые тона и становилось еще более буйным. Проработав час впустую, мы решили не ретушировать, а копировать нужный фон с кадра на кадр. Нам даже удалось спасти дядюшку Мокуса от огромного чудища из пятен, нависшего у него за спиной. В операции принимали участие три глухонемые девушки – они трудятся здесь продуктивнее всех, так как у них отлично развита мелкая моторика и они ни на что не отвлекаются.
Любовь Орлова не была блондинкой
Тем временем в соседней комнате один юноша уже третий час смотрел на обнаженную Анастасию Вертинскую: все не мог понять, как осветлить в «Человеке-амфибии» пожелтевшее море, в которое она приготовилась нырять. Мне же хотелось почувствовать себя настоящим творцом и раскрасить пару кадров черно-белой классики кино. Но с этим в Москве проблема: «Штирлица» и «Золушку» оживляли хоть и наши люди, но в Лос-Анджелесе. В России никак не могут создать условия для работы сверхчувствительной техники. Однако продюсер компании Grading Dimension Pictures Игорь Лопатенок провел для «Собеседника» видеосеанс, чтобы я в режиме онлайн раскрасила несколько сцен из «Веселых ребят».
Сперва половину работы за нас сделала автоматика. Словно «от песни веселой» небо стало синим, а поля – зелеными. Закончив с задним планом, мы стали кропотливо колоризировать актеров. Чтобы не гадать с цветом, Игорь провел целое расследование.
– Пересмотрел тонны архивов, опросил десяток людей и узнал, что Любовь Орлова была не платиновой блондинкой, как принято считать, а русой, и что цвет глаз у нее не голубой, а скорее серый, – поясняет мой наставник, пока мы в третий раз перекрашиваем фрак Леонида Утесова. Все не определимся, какой ему больше идет – темно-коричневый или иссиня-черный. Выбираем колорит вручную: на мониторе выделяем видоискателем объект, совмещаем его с кругом-радугой и аккуратно, шаг за шагом, закрашиваем. Иногда нужно подобрать сразу до 27 оттенков одного цвета.
В процессе покраски выяснилось, что 76 лет назад реквизиторы не следили за тем, чтобы в середине съемки актеры надевали точно такую же одежду, что в начале. Пару раз мы с ужасом наблюдали, как на влюбленных в Костю Потехина девушках то исчезали, то появлялись жемчуга.
Больше всего нас порадовал… Иосиф Сталин. Точнее, его портрет, который ни с того ни с сего всплыл на заднем плане в довольно безобидной сценке, где дети водят хоровод.
– Портрет в тему: на нем вождь держит на руках девочку. Что ж, раз его не заметили в черно-белом варианте, то и мы не будем трогать, хотя на цветной премьере он будет заметен, – отшутился Лопатенок.
Кстати
В «Фунтике в цирке» примерно 14.400 кадров, в «Веселых ребятах» – 138.000.
Над реставрацией работают около 30 человек, над колоризацией – 150.
Реставрация одной минуты фильма стоит от 40 тыс. руб., колоризация – от 140 тыс. руб.